Менеджер своего тела


Чтобы лучше продать свой товар, маркетологи Procter & Gamble придумали убедительный слоган: "Говорят на языке твоего тела". Возможен и обратный ход: предпринимателям, планирующим свой рацион питания, предлагается говорить с собственным телом на понятном и близком им деловом языке. Что труднее - заработать лишние деньги или потерять лишние килограммы? Вопрос отнюдь не риторический с точки зрения Джима Караса, автора книги "Бизнес-план для тела", недавно опубликованной в США и Великобритании и имевшей бешеный успех. Карас - фигура в США популярная: выпускник бизнес-школы Уортон и профессиональный фитнес-тренер не раз появлялся в программе "Доброе утро, Америка! ", рассказывая о своей методике построения диеты в форме классического бизнес-плана.

Основная идея проста: к проблеме правильного питания лучше всего подходить как к очень серьезному и специальному виду деятельности, наподобие бизнеса. Каждый из нас - генеральный директор своего тела. А у каждого директора должен быть бизнес-план. Вначале определяется стратегия. Человек должен сказать себе: "Сбавить вес - это мой бизнес". Затем задача конкретизируется: сколько именно килограммов надо потерять. Следующая стадия - первичное размещение акций, ибо новому бизнесу необходимо выйти на открытый рынок. Делается презентация, и не одна (это означает, что надо поделиться своими планами со всеми знакомыми). После этого остается собрать свою "команду" и провести переговоры с партнерами: женой (мужем), детьми, соседями, друзьями, сослуживцами, - которые тоже вовлекаются в проект, выполняя в нем различные функции.

Дальше все понятно: доходы - съеденная пища, издержки - поступившие в организм калории, прибыль измеряется в потерянных килограммах. Дополнительные инвестиции - это физические упражнения и наработанный мышечный капитал. Продравшись через всю эту калькуляцию, настойчивый предприниматель добьется успеха. Если же реализовать проект окажется сложнее, чем предполагалось, можно пригласить бизнес-консультанта - например, самого Джима Караса (цена его услуг - $10 000 в неделю). До сих пор книги по бизнесу в силу скучной специфики своего предмета сами старались рядиться в чужие, более яркие, одежды. Уже были попытки представить бизнес как спорт, театр, войну или религию. Карас проделал ровно противоположную операцию - представил еду как бизнес. Читатели в восторге. "Я убедилась, что этот подход к диете наиболее эффективен"; "Спасибо Джиму - он придал моим действиям смысл, которого я не мог найти у других диетологов! " - подобными отзывами пестрят предлагающие книгу сайты типа Amazon.com.

Конечно, всякая метафора ущербна. Если я - гендиректор своего тела, то кто председатель совета директоров, акционеры, покупатели? Вероятно, части тела - это сотрудники "компании"? Хорошо, если бы их можно было в любой момент уволить, а на их место набрать новых, более профессиональных работников. Кроме того, можно рассудить, что незачем объяснять простое через сложное - надо просто меньше есть и больше двигаться. Однако менеджер своего тела сталкивается с такими же трудностями, как и любой другой менеджер. Взять те же презентации: увы, по опыту известно, что порой основная их цель - пустить пыль в глаза партнерам или наобещать акционерам невиданных доходов. Конечно, есть определенный смысл сообщать каждому встречному, что ты сидишь на диете. Тогда, по крайней мере, будет труднее при всем честном народе обжираться пирожными с кремом. Но так или иначе диета по-своему сложное предприятие, иначе скинутые килограммы не возвращались бы на место так быстро. И не было бы такого количества успешных бизнесменов, которым никак не удается похудеть. И книга Караса не стала бы бестселлером. Так что, по крайней мере, самому автору его личный бизнес-план вполне удался. (FT, Наталия Кун)