ЕС хочет открыть небо


Еврокомиссия потребовала от правительств стран - членов ЕС передать ей полномочия на проведение централизованных переговоров с США о трансатлантическом воздушном сообщении в рамках договоренностей "Открытое небо". Действующие двусторонние соглашения между отдельными европейскими странами и США мешают объединению европейских авиаперевозчиков. По мнению европейских чиновников, единый договор поможет устранить это препятствие.

Соглашение "Открытое небо" регламентирует трансатлантические авиаперелеты между США и Европой. Сейчас правила подобных перелетов устанавливаются на основе двусторонних договоренностей между Вашингтоном и правительствами европейских стран. Большинство из них дают существенные преференции национальным авиакомпаниям на трансатлантические перелеты из национальных аэропортов. По мнению Еврокомиссии, существование двусторонних договоренностей мешает объединению национальных европейских авиаперевозчиков. Чиновники в Брюсселе надеются, что заключение централизованного договора позволит устранить эти препятствия, и требуют от европейских правительств передать Еврокомиссии соответствующие полномочия. Очередной призыв из Брюсселя последовал за решением Европейского суда, отменившего в ноябре прошлого года ряд положений двусторонних соглашений. "Решение Европейского суда признает полномочия Евросоюза по регулированию воздушно-транспортного сообщения с третьими странами [вне ЕС]. Ожидается, что оно послужит дальнейшей консолидации в секторе авиаперевозок", - заявил комиссар ЕС по антимонопольной политике Марио Монти. Также решения Европейского суда призваны установить четкую юридическую базу и служить ориентиром для стран Евросоюза вплоть до момента окончательной передачи полномочий Еврокомиссии на ведение переговоров с Вашингтоном. Ожидается, что все страны - члены ЕС выдадут соответствующий мандат уже до конца лета. Авиакомпании поддерживают инициативу европейских властей. Они уверены, что это облегчит слияния и будет способствовать решению многочисленных проблем, которые переживает индустрия авиаперевозок. Сейчас в Европе действуют более десятка национальных авиакомпаний, которые имеют возможность эксплуатировать главным образом только национальные маршруты. Так, по существующим правилам в соответствии с двусторонним договором между Нидерландами и Вашингтоном только голландские авиакомпании могут летать из Амстердама в США. Это ограничение существенно затрудняет планируемое слияние голландской KLM и британской British Airways. "Мы положительно относимся к передаче полномочий [на ведение переговоров] Еврокомиссии, поскольку это упростит режим управления нашими операциями в Европе и в конечном итоге послужит дальнейшей либерализации рынка трансатлантических перелетов", - заявил представитель американской United Airlines в Европе. (DJ, 26. 02. 2003, Владимир Волков)