423 млн трубок за год


В целом четыре лидера укрепили свое положение - в 2002 г. на них приходилось 69,3% рынка, т. е. на 5% больше, чем в 2001 г. Положение SonyEricsson за год несколько стабилизировалось, однако этому совместному предприятию Sony и Telefon AB L.M. Ericsson становится все труднее конкурировать c корейской LG Electronics. (WSJ, 10. 03. 2003, Александр Сафин)

БЕРЛИН - Рынок сотовой связи находится в гораздо лучшем состоянии, чем полагали аналитики. По данным Gartner Dataquest, в 2002 г. в мире было продано более 423 млн мобильных телефонов - рост по сравнению с 2001 г. составил 6%.

В отчете Dataquest, опубликованном в понедельник, говорится, что значительный вклад в такой успешный результат внес рождественский сезон. Благодаря ему в IV квартале продажи в отрасли достигли 123 млн трубок, на 14% превысив показатель предыдущего года.

Многие аналитики прогнозировали гораздо более скромный рост. Лидирующая на рынке сотовых телефонов финская Nokia оценивала прошлогодний объем рынка на уровне 405 млн устройств. Однако потребительская активность превзошла ожидания - покупателей привлекли такие особенности новых моделей, как яркие цветные дисплеи и возможность обмениваться мультимедийными сообщениями (функция MMS).

Примечательно, что многие при этом покупали телефоны, не оснащенные новыми функциями. "Тем не менее маркетинговая шумиха вокруг MMS заставила огромное число покупателей покинуть дома и отправиться в магазины", - говорит Бен Вуд, старший аналитик европейского подразделения Dataquest. По словам Вуда, даже в Европе и Юго-Восточной Азии, где рынок уже был достаточно насыщенным, спрос оказался выше ожидаемого.

Производители сотовых телефонов намерены укрепить свой успех. Очередная атака на потребителей состоится на выставке CeBIT, которая отрывается на этой неделе в Ганновере. Компании, работающие в области информационно-коммуникационных технологий, традиционно приурочивают к CeBIT представление своих новейших продуктов.

Хорошие результаты 2002 г. позволили аналитикам скорректировать в сторону увеличения и прогнозы на нынешний год. Не так давно Siemens, 4-й по величине производитель сотовых телефонов, оценивала объем рынка в 2003 г. на уровне 420 - 440 млн шт. Однако эта оценка основывалась на предположении, что в 2002 г. рынок практически не рос. "Теперь же с учетом последних данных можно ожидать, что в 2003 г. рост будет исчисляться двузначной цифрой", - полагает Вуд.

В IV квартале Nokia упрочила свое лидерство - ее доля рынка, в III квартале составлявшая 35,9%, выросла до 36,8%. Финская компания продала за последний квартал года более 45 млн телефонов - больше, чем три ее ближайших конкурента, вместе взятые. Если же судить по продажам за целый год, то доля Nokia составляет 35,8%. Правда, Вуд предупреждает, что доминирование Nokia вызывает определенное беспокойство у операторов сотовых сетей, так что в будущем этой компании станет труднее увеличивать свою долю рынка.

Для обеспечения дальнейшего роста Nokia потребуется более активно продвигаться на рынок устройств стандарта CDMA, особенно распространенного в США.

Корпорация Motorola по-прежнему уверенно занимает 2-е место после Nokia - ее доля в 2002 г. составила 15,3%. Тем не менее разрыв между Motorola и занимающей 3-е место корейской компанией Samsung сокращается. Если в 2001 г. Motorola по занимаемой доле рынка вдвое превосходила Samsung, то в 2002 г. корейская компания контролировала уже 9,8% рынка. По словам Вуда, для Motorola прошедший год был не слишком удачным, особенно на европейском рынке.

Правда, как раз IV квартал оказался неудачным для Samsung - доля этой компании по сравнению с III кварталом сократилась с 10,6% до 9,5%. За то же время доля Siemens выросла с 7,8% до 8,2%. За весь год немецкая компания увеличила свою долю с 7,4% до 8,4%.