Татуировка для директора


Чуть больше 10 лет назад тату плавно и без особого шума переселились с мощных матросских бицепсов на изящные плечики кинозвезд и прочих субтильных знаменитостей. Теперь татуировка осваивается в еще более неожиданной среде - среди офисных сотрудников.

В компании Ford Motor татуировки и пирсинг разрешают всем сотрудникам вплоть до самого высокого руководства. Ограничения существуют только для рабочих: сережки, штанги и прочие украшения не должны противоречить технике безопасности на рабочем месте.

Приблизительно так же обстоит дело и в других крупных компаниях - в корпорации Boeing или в юридической фирме Wilson, Sonsini, Goodrich & Rosati. Винсен Вайнер, художник по татуировке из Лос-Анджелеса, рассказывает, что сегодня делать тату хотят все - от федерального судьи до отправившегося на покой вице-президента какой-нибудь корпорации.

"Сейчас татуировка уже не может считаться элементом некоей субкультуры", - считает Вайнер, который, прежде чем перебраться в Лос-Анджелес и целиком посвятить себя любимому увлечению, работал директором по операциям в одном из хеджинговых фондов в Сан-Франциско.

В наше время в офисах крупных компаний все чаще можно встретить сотрудников с татуировками. Однако объясняется это отнюдь не радикальными изменениями корпоративной политики. Просто руководство компаний, как правило, предоставляет решать этот деликатный вопрос о внешнем виде сотрудника менеджерам, которым этот сотрудник подчиняется напрямую.

Кроме того, компании, демонстрирующие в этом отношении известную либеральность, скромно признаются, что просто идут в ногу со временем и с пониманием относятся к вкусам своих молодых сотрудников. Благодаря интересу к татуировкам рынок этих услуг стал в США одним из наиболее стремительно растущих, а слово "тату" - одним из наиболее популярных, если судить по результатам поиска в Интернете. Художники по татуировке сообщают, что за последние 10 лет их заработки увеличились вдвое.

По статистике Alliance of Professional Tattooists, 30 лет назад татуировки носил один американец из 100. Теперь количество обладателей татуировок существенно увеличилось, их носит каждый 10-й американец. Причем самыми увлеченными поклонницами этого древнего искусства оказываются, как ни странно, женщины в возрасте от 20 до 40.

Нередко встречаются такие персонажи, как Пол Хемпел. Хемпелу 54 года. Он старший исполнительный юрист в бостонской корпорации Inverness Medical Innovations, которая занимается производством медицинской продукции. Первую татуировку он сделал себе пять лет назад. Сейчас верхнюю часть его торса украшает многосложная картинка, в которой можно увидеть птицу-феникс, дракона и орла. На ногах изображены лев и знак "инь и ян". В левом ухе юрист носит бриллиантовую серьгу.

"Люди часто говорят: "Юрист крупной корпорации - и весь в татуировках! ", - рассказывает Хемпел, чья боевая раскраска неизменно приковывает взоры на корпоративных пикниках. - Другим наоборот - нравится. По их мнению, это круто, когда один из топ-менеджеров корпорации выглядит в чем-то неформально. При этом следует заметить, что, когда Хемпел облачен в деловой костюм, его татуировок никто не видит. По данным сайта Vault.com, который в 2001 г. глубоко исследовал тему "Татуировки и корпоративные правила", чаще всего татуировки делают так, чтобы их было легко спрятать под одеждой, - на спине, на руках и на ногах.

Впрочем, терпимость к татуировкам, пирсингу и иным видам боди-арта демонстрируют далеко не все компании. Например, корпоративные правила корпорации Wal-Mart Stores запрещают пирсинг на лице и требуют, чтобы сотрудники прикрывали оскорбительные татуировки, коими в компании считаются изображения фривольного или агрессивного характера. Правила корпорации Subway Restaurants разрешают сотрудникам носить сережки, но не более чем по одной в каждом ухе. В McDonald's кассиры не имеют права на татуировку, которую видно из-под форменной одежды.

Не так давно татуировки считались признаком принадлежности к синим воротничкам. Сейчас они все больше проникают в мир белых воротничков и становятся более утонченными и артистичными. Художник из Лос-Анджелеса Винсент Вайнер утверждает, что по сравнению с тем, что творилось лет восемь назад, когда в Америке начался татуировочный бум, сегодня заказчик пошел более вдумчивый. А потому художники осваивают новые мотивы - например, морские волны в стиле Хокусаи или тонкие картинки Эрте.

По мнению Холли Инглиш, консультанта, специализирующегося на корпоративной этике и корпоративных ценностях, татуировка или вторая серьга в ухе может помочь сотруднику сохранить чувство независимости и собственного достоинства. "Это интересный и удачный способ проявить собственную индивидуальность в той мере, которая не вредит ни имиджу компании, ни отношениям с клиентами", - считает Инглиш.

Более того, подобные проявления креативности порой даже укрепляют имидж компании. Специалист по изучению деятельности головного мозга профессор Калифорнийского технологического института Кристоф Кох три года назад вытатуировал у себя на правом плече логотип Macintosh Apple. Знакомые сначала подкалывали его, а потом обнаружили, что это не так уж плохо. "Это создает имидж эдакого безумного ученого", - говорят коллеги Коха.

Скотт Фентон, президент компании Lodestar Capital Group, в которой прежде работал Винсент Вайнер, тоже считает, что порой сотрудник с татуировкой может оказывать компании неоценимые услуги. Надо сказать, внешность Вайнера уже тогда была довольно нестандартной. Татуировки покрывали спину (под одеждой - не видно) и всю поверхность правой руки (уже виднее). На нижней губе - штанга, в ушах - диски из дерева и кости. Фентон вспоминает, что встречи с упорными и неприступными представителями банков проходили особенно эффективно, если на них компанию Lodestar Capital представлял Вайнер. "Оказавшись в непривычной для себя ситуации, представители банков нередко - и неожиданно - соглашались с нашими предложениями, - объясняет Фентон. - Это необычный, но очень эффективный способ вести бизнес". (WSJ, 29. 08. 2003, Екатерина Кудашкина).