Выгодная помощь


Правительство США не зря выдавало гарантии по кредитам для американских авиакомпаний. Благодаря росту котировок их акций бюджет страны может заработать почти $260 млн.

С декабря 2001 г. Минфин выдавал гарантии по кредитам авиакомпаниям, оказавшимся на грани банкротства после терактов 11 сентября. В обмен правительство получало право выкупа их акций по фиксированной цене. После того как фондовый рынок начал восстанавливаться, доходы от инвестиций правительства в эти акции стали быстро расти и уже достигли почти $265 млн.

Американское правительство уже не в первый раз успешно играет на рынке. В 1980 г. оно выдало гарантии по кредитам на $1,2 млрд испытывавшему серьезные затруднения автогиганту Chrysler в обмен на право выкупа 14,4 млн его акций. Дела на Chrysler вскоре пошли так хорошо, что компания смогла вернуть кредиты уже в 1983 г. , за несколько лет до даты погашения. Но Минфин не отказался от прав на покупку акций и не согласился продать их компании с небольшой премией, и Chrysler пришлось выкупать их на аукционе. Правительство тогда заработало на этом $311 млн.

Но сейчас успешность вложений в бумаги авиакомпаний пока не так очевидна, несмотря на недавний взлет котировок некоторых из них. Говорить о буме в авиаиндустрии еще рано, положение многих компаний пока неустойчиво, а решив продать права на большие пакеты акций компаний, правительство может обвалить рынок. Поэтому Минфин пока отвергает многочисленные предложения инвестиционных банков организовать сделку по продаже активов. По мнению аналитиков, правительство может решить продавать их небольшими порциями.

Очевидно, самой рискованной и самой выигрышной ставкой для Минфина была гарантия по $380 млн кредитов компании America West Holdings. Всего кредиты, которые позволили компании избежать банкротства, составили $429 млн. В обмен правительство получило права на выкуп 18,75 млн акций компании - примерно треть ее акционерного капитала - по $3 за акцию в течение 10 лет. С момента заключения сделки цена акций взлетела до $15 - правительство заработало $220 млн, правда пока только на бумаге.

Чтобы выбраться из кризиса, America West сокращала расходы и цены на некоторые билеты, привлекая пассажиров. Это позволило ей стать прибыльной во II и III кварталах нынешнего года впервые с 2000 г. Но даже эта компания, возможно, опять станет убыточной в IV квартале из-за сезонного падения спроса. А отрасли в целом еще придется побороться, чтобы стать прибыльной. По оценке аналитика UBS Investment Research Сэма Баттрика, в целом крупнейшие авиалинии в этом году понесут убытки в $5,6 млрд по сравнению с $7,4 млрд в прошлом году.

Поэтому и вложения в некоторые из них могут оказаться не столь удачными для американского Минфина, например гарантии по кредиту в $900 млн US Airways Group. У компании, которая в марте выбралась из процедуры банкротства, до сих пор нет операционной прибыли, а цена ее акций поднялась всего на $1 выше цены, по которой их может выкупить государство, - $7,42. Относительно прибыльными для Минфина оказались вложения в Frontier Airlines - он заработал $35 млн, гарантировав кредит в $70 млн. (WSJ, 26. 11. 2003, Кирилл Корюкин)