Sise Cam купил "Посуду"


Турецкий стекольный концерн Sise Cam Fabrikalari A.S. выкупил у Борского стекольного завода подразделение по производству стеклянной посуды. Компания планирует инвестировать в развитие нового актива $11 млн и выпускать в области стеклянную посуду под маркой Pasabahce.

По данным самой компании, Sise Cam - третий по величине стекольный холдинг в мире. В прошлом году суммарный оборот 25 предприятий группы составил $1,2 млрд. Предприятия, входящие в группу, производят изделия из стекла, в том числе посуду под торговой маркой Pasabahce. На территории СНГ у компании уже есть один завод - в Грузии, построенный в 1998 г. с участием ЕБРР.

Объем продаж в России подразделения холдинга по производству посуды Pasabahce составляет около $15 млн в год.

Как сообщил "Ведомостям" помощник генерального директора ОАО "Борский стекольный завод" (БСЗ) Владимир Колодезный, в конце 2003 г. БСЗ продал свое подразделение - ООО "Посуда" - турецкой группе Sise Cam. "Ни один завод группы Glaverbel [в которую входит БСЗ] не занимается развитием непрофильных активов, наоборот, по мере возможности избавляется от них", - пояснил Колодезный.

Сумму сделки стороны не разглашают. Генеральный директор ООО "Посуда" Александр Гранек сообщил, что турецкая сторона заявила о готовности вложить в развитие своего нового бизнеса более $11 млн. По его словам, перевооружение предприятия начнется в феврале и в течение 2004 г. планируется выпустить 54 млн шт. бокалов, чашек и другой посуды из стекла. Производительность печи увеличится с 35 до 90 т стекла в сутки, а число технологических линий - с двух до четырех. К 2005 г. объем производства планируется увеличить до 60 млн единиц. По данным Pasabahce, сейчас ее доля на российском рынке в денежном выражении оценивается в 10% , через три года компания рассчитывает довести ее до 25 - 30%. Пока объемы поставок продукции Pasabahce в Россию составляют примерно 60 млн шт. изделий в год (или $15 млн в денежном выражении).

Ранее "Посуда" выпускало продукцию под собственной маркой "Бор". По словам Гранека, пока ее производство будет прекращено, хотя впоследствии выпуск 3 - 4 видов продукции под российской маркой может быть возобновлен.

Гранек сообщил, что в 2005 г. турецкая компания рассчитывает начать в России строительство нового завода по производству посуды с объемом инвестиций $30 млн. В представительстве Pasabahce подтвердили эту информацию.

По словам начальника отдела продаж Гусевского хрустального завода Николая Параскуна, приход на российский рынок компании Pasabahce позволит ей значительно усилить свои позиции на рынке стеклянной посуды, но цены останутся прежними. "Марка Pasabahce на 20 - 30% дешевле Arc International (Франция) и примерно на 30% - Bormioli (Италия) ", - уточнил Параскун.

По данным менеджера, на рынке посуды "на ножке" в денежном выражении Pasabahce занимает 30 - 40% , Arc International - 15% , Bormioli - 12% российского рынка.

По словам представителя компании Pasabahce Дамира Курбангалиева, его компания работает в ценовом сегменте "средний и выше среднего". "Набор из шести стаканов стоит в районе 100 руб. ", - уточняет Курбангалиев.

По оценке менеджера московского завода Star'Glass, посуда Pasabahce занимает 50% всей импортируемой продукции, опережая Францию и Италию. "Турецким производителям будет трудно на российском рынке из-за нерегулярности поставок сырья и неразвитой системы обслуживания производства", - считает представитель предприятия, пожелавший остаться неназванным. Осенью прошлого года Star'Glass запустил линию по производству стаканов мощностью 4 млн предметов в месяц аналогичную той, которую планирует поставить на своем заводе Sise Cam. "Мы можем конкурировать с турецкими производителями по цене и за счет большой клиентской базы и хороших партнерских отношений, чего пока не хватает зарубежным производителям", - говорит он. По его словам, российский рынок сортовой посуды базируется в регионах, в которых преобладает спрос на дешевую продукцию.