РАЗВЕДКА: Бюрократический компромисс


Итак, одно из двух: либо американские шпионы - всего лишь кучка недоумков, способных без всяких оснований поверить в наличие у Ирака оружия массового поражения, либо администрация Буша - банда негодяев, обманом втянувших нас в войну.

Рассмотрим сначала версию о шпионах-недоумках. До начала войны мы не наблюдали особых разногласий между США и другими странами по поводу наличия у Саддама Хусейна ОМП - всеобщая уверенность здесь основывалась на множестве случаев обмана со стороны иракцев. "Ирак, эта неконтролируемая страна, возможно, располагает оружием массового уничтожения, - предупреждал год назад Жак Ширак. - Международное сообщество справедливо решило, что Ирак должен быть разоружен". Дэвид Кей, бывший глава американской группы инспекторов по вооружениям, ссылался на донесения германской и российской разведок, также "рисовавших картину Ирака, оснащенного ОМП". В Израиле каждому гражданину был выдан противогаз. Если Ираку действительно удалось задолго до войны избавиться от всех запасов вооружений и складов химических и биологических боевых средств, значит, заблуждались очень многие.

Но из совсем уже недавних высказываний Кея мы узнаем, что существовали указания на то, что перед войной в Ираке имелось оружие массового поражения. По словам Кея, "поступали донесения о перемещении ОМП", а также "о распределении такого оружия между отдельными подразделениями и о его передислокации". Это, возможно, объясняет сообщения прессы, появившиеся в конце прошлого года: все пленные иракские генералы на допросах показывали, что, хотя в их собственных частях химического оружия не было, в соседних частях оно, безусловно, имелось.

Для объяснения ситуации можно выдвинуть несколько предположений. К примеру, Саддам мог уничтожить свои запасы оружия, но затем распространить ложные слухи, которые, как он знал, обязательно достигнут наших ушей и устрашат нас. В 1991 г. мы повернули назад, немного не дойдя до Багдада. Саддам, вероятно, надеялся, что и на этот раз Запад не пойдет до конца. Кей также полагает, что Саддам хотел сохранить свою репутацию воителя, обладающего ОМП, чтобы произвести впечатление на арабский мир и устрашить иракский народ. Кей предлагает и еще одну, особенно странную гипотезу: Саддама обманули его собственные ученые, прикарманивавшие деньги, выделяемые на программы по созданию ОМП. В этом случае Саддам, как и мы сами, стал жертвой других иракских злоумышленников.

Возможно, однако, что запасы были уничтожены, но лишь в самый последний момент, когда война уже началась, а донесения разведчиков были верны. Весной в New York Times был опубликован материал об иракском разведчике, который сообщал, что в начале войны ему был дан приказ об уничтожении компонентов химического оружия.

Кроме того, есть доклады Кея и ряда других специалистов, указывающие, что в начале прошлого года часть химических запасов Ирак мог переправить в Сирию. Точно так же другая часть могла быть спрятана.

Впрочем, если предположить, что все запасы можно было уничтожить, увезти или спрятать в последнюю минуту, значит, запасы эти были невелики, вопреки тому, что предполагал бывший британский министр иностранных дел Робин Кук. Ведь обычно запасы боевых отравляющих веществ хранятся в виде химических или биологических реагентов, готовых к закладке в боеприпасы. Иракцы признали, что в их стране произведено 8500 л раствора с возбудителем сибирской язвы. По словам Колина Пауэлла, инспекторы ООН полагали, что реально произведено в три раза больше. Но и в этом случае речь идет всего о 25 т отравляющей жидкости - чуть больше, чем умещается в одном трейлере! Если же переработать жидкость в порошок, то объем сокращается до нескольких десятков чемоданов. В логове Саддама не было биологического оружия, но теоретически оно вполне могло поместиться в небольшом тайнике.

В настоящее время в США проводится шесть расследований по данной проблеме, в том числе одно - под руководством Чарльза Делфера, преемника Кея. Интересно, если в ходе расследований подтвердится глупость, допущенная разведчиками, то как это нам поможет? Наиболее распространенной сейчас является такая точка зрения: не будем придавать слишком большое значение техническим аспектам действий разведчиков, а сосредоточимся на агентурных данных, на показаниях отдельных людей. Но ведь все иракские военные честно, хотя и ошибочно подтверждали, что Саддам располагал ОМП. То, что Кей образно назвал "иракским водоворотом коррупции", создало для разведчиков "сумеречную зону". Было бы лучше, если бы агентурные сведения помогли обнаружить эту зону и настроить нас на более скептический лад. История с предвоенной оценкой иракских вооружений, вероятно, многому нас научит. Но пусть нынешние возмущенные критики объяснят всем остальным, каким образом разведка США могла бы получить истинную картину иракского ОМП в подобной ситуации.

Рассмотрим теперь версию о лгунах из президентской администрации. Кей отвергает идею о заговоре лжецов. Следует, однако, указать на определенную ошибку администрации. В сентябре позапрошлого года Белый дом анонсировал вполне здравую политику в отношении диктаторских режимов, терроризма и распространителей ОМП в эпоху после "холодной войны". Предполагалось, в частности, что против диктатора, ведущего программу в области ОМП и уличенного в связях с террористами, может быть начата превентивная война - оправданием ее является опасность попадания ОМП в руки террористов. Готовясь к войне с Саддамом, Белый дом должен был говорить именно о массовом нарушении прав человека в Ираке и о связях Саддама с террористами. Но вместо этого речь шла почти исключительно об оружии массового поражения.

Аналитики высказывали предположение, что подобная мотивация была выбрана в качестве бюрократического компромисса - ОМП оказалось тем фактором, по поводу которого ни у кого не было разногласий. Между тем массовые насилия, пытки и убийства, сопровождавшие путь иракского режима, представляют собой особый случай в истории. В ходе агрессии в 1980-х было убито 2 млн иранцев. Число жертв на счету режима Слободана Милошевича в 10 раз меньше, а ведь Клинтон дважды начинал войну в Югославии в 1990-х, объясняя это соображениями защиты прав человека.

Очевидны и связи Ирака с террористическими группировками. Для оправдания войны было бы достаточно связи Саддама с Абу-Нидалом и Ансар-аль-Исламом. Вдобавок к этому в 2002 г. Конгрессу были представлены сведения о длившихся десятилетие отношениях Ирака с "Аль-Каидой" - в числе прочего Багдад обучал террористов применению отравляющих газов и других ядов, взрывчатки и т. п. Не нужно было даже доказывать, что Ирак непосредственно участвовал в терактах 11 сентября, - любое сотрудничество с террористической организацией уже является тяжким преступлением. "Баас" и "Аль-Каида" сосуществовали подобно мафиозным группировкам: в их отношениях были распри и ненависть, но были и совместные действия против общего противника. Почему об этом не говорили в первую очередь?

Если бы администрация Буша сделала акцент на правах человека, связях с террористами и наличии программ по ОМП, это хорошо согласовывалось бы с собственной явно декларированной политикой Белого дома. Стул на трех ножках всегда устойчивее одноногого, но администрация почему-то предпочла одноногий. Администрация, сделавшая ставку лишь на ОМП, поставила себя в крайне уязвимое положение. (WSJ, 2. 02. 2004, перевел Александр Сафин).

Автор - в 1993 - 1995 гг. директор ЦРУ, сейчас - вице-президент компании Booz Allen Hamilton