Долгий путь к объединению


БРЮССЕЛЬ - В первый раз владельцы двух пивоваренных фирм, бразильской AmBev и бельгийской Interbrew, встретились 12 лет назад, чтобы поговорить о том, как "расширить горизонты". Прозвучавшее на этой неделе сообщение о слиянии пивоваренных гигантов, в которые превратились две некогда скромные компании, потрясло мир бизнеса.

В среду бельгийская Interbrew объявила о договоренности о слиянии с AmBev. Новая компания, которая будет называться InterbrewAmbev, станет контролировать около 14% мирового рынка пива. Ее потенциальный доход оценивается в $11,9 млрд.

По объемам продаж в натуральном выражении новая компания может обойти нынешнего лидера, американскую Anheusen-Busch. По данным аналитиков из Canadian, в 2002 г. совокупный объем производства обеих компаний составил 130 млн гектолитров пива, в то время как у американцев этот показатель составил 127 млн гектолитров.

Двенадцать лет назад Марсель Германн Теллес, один из крупнейших акционеров бразильской AmBev, случайно встретился с представителем семейства Ван Дамм - одной из трех бельгийских семей, которым и принадлежит Interbrew. "В то время Interbrew была довольно небольшой пивоваренной компанией, мы же представляли собой весьма амбициозную компанию из страны третьего мира, - вспоминает Теллес. - Мы много обсуждали, как помочь друг другу расширить свои горизонты".

Год назад Теллес и Ван Дамм встретились вновь, чтобы обсудить перспективы слияния. За этим разговором последовала серия встреч между менеджерами обеих компаний. Встречи проходили в каких-нибудь бистро за стаканом пива - так, чтобы о них не узнали ни пресса, ни конкуренты. Фактически речь шла о завоевании доминирующего положения на глобальном рынке пива. В минувшую среду этот план был обнародован.

Interbrew занимает второе место в Европе по продажам в натуральном выражении. AmBev сейчас крупнейший пивовар не только в Бразилии, но и во всей Латинской Америке. После слияния лучшие брэнды бельгийской компании Stella Artois и Beck's придут на стремительно растущий южноамериканский рынок, а перед брэндами AmBev, в том числе Brahma, откроется путь на рынки США, Европы и Азии.

Места в совете директоров объединенной компании будут поделены поровну между Interbrew и AmBev, пост генерального директора займет гендиректор нынешней Interbrew Джон Брок. Кроме того, в самой AmBev бельгийцам будет принадлежать 57% простых акций и 85% голосующих.

AmBev станет управлять бизнесом объединенной компании на североамериканском рынке, где пост генерального директора займет ее представитель. В число брэндов, которые принадлежат Interbrew в Северной Америке и к которым теперь получает доступ AmBev, относятся Labatt и Dos Equis. "Мы всегда мечтали стать американской компанией в полном смысле слова", - говорит Теллес.

Аналитики считают, что фактически речь идет не о слиянии, а о поглощении. Запутанная сделка на сумму $11,2 млрд представляет собой сложный и многоступенчатый обмен акциями и вызывает много вопросов у инвесторов, которым нелегко разобраться в ее хитросплетениях.

Вопросы могут возникнуть и у правительства Бразилии. Дело в том, что в 2000 г. в обмен на разрешение контролировать две трети национального рынка пива владельцы AmBev пообещали, что не станут принимать предложений о поглощении до 2010 г.

Обе компании обязаны в течение двух недель ознакомить со своими планами антимонопольные органы в своих странах, которые им предстоит убедить в том, что речь идет именно о слиянии, а не о поглощении. Акции AmBev будут по-прежнему торговаться отдельно на биржах Бразилии и США, а по бразильскому телевидению заговорили о сделке как о крупной победе бразильских пивоваров. (WSJ, 4. 03. 2004, Екатерина Кудашкина)