"Клиенты не интересуются, из чего сделаны машины"


К концу этого десятилетия модельный ряд Lincoln, по планам Ford, будет венчать большой седан, призванный заменить легендарный Town Car. Такие машины пользуются спросом в основном у 70-летних покупателей и компаний, предоставляющих лимузины в аренду. Планируется также производить машины на основе Volvo, таких моделей у Ford уже три - седаны Ford 500 и Mercury Montego и универсал Ford Freestyle.

Ford Motor, несколько лет безуспешно пытавшаяся преодолеть конкуренцию на рынке элитных машин со стороны General Motors, решила поменять тактику. Автомобили, выпускаемые подразделением Lincoln, проигрывают Cadillac от GM, и, чтобы выйти из положения, Ford решила значительно сократить себестоимость Lincoln.

Ford три года пыталась создать что-то вроде "американской версии BMW", но в результате несколько новых моделей Lincoln будут созданы на основе машины совсем другого класса, Mazda, корейской "дочки" Ford. В числе новых моделей, которые предложит Lincoln, Mark LT на основе пикапа Ford F-150 и внедорожник Aviator на основе Mazda 6, представленные на детройтском автосалоне в январе. Еще одна новая модель Lincoln на основе Mazda - небольшой седан.

Одновременно Ford по максимуму использует элитные модели Lincoln, включая переделанный в Lincoln специально оснащенный Ford F-150, внедорожник, похожий на Lincoln Navigator.

Новая стратегия Lincoln отражает общую тенденцию в автомобилестроении - часть элитных машин производится на основе ширпотреба. К этой категории относится, в частности, Lexus производства Toyota. Lexus уже четыре года сохраняет первенство по продажам в своем секторе рынка в США. Остальные машины этого класса по-прежнему производятся от начала до конца как элитные.

В прошлом году компании, более активно развивавшие второе направление, выиграли. Cadillac, главный конкурент Lincoln, вложила $4 млрд в разработку автомобилей, подобных которым не производит практически ни одно из прочих подразделений GM. Nissan Motor тоже обогнал конкурента, Honda Motor, выпустив новые Infiniti. Продажи Cadillac за прошлый год выросли на 8,2% , а Lincoln - на 5,9%. Рост продаж Infiniti составил 35%.

Но Ford решила сэкономить время и деньги и поставить на использование шасси седана Mazda 6. Компания разработает до 10 моделей на основе Mazda 6 для производства своих основных североамериканских брэндов - Ford, Lincoln и Mercury. Компании необходимо реорганизовать Lincoln для того, чтобы выполнить поставленную задачу - до середины десятилетия достичь уровня прибыли до налогов в $7 млрд.

Lincoln и Mercury были убыточными с 2000 г. Их совокупные продажи снизились с 614 500 шт. в 1999 г. до 361 000 шт. в 2003 г. Сокращение производства связано, в частности, с решением продавать машины в основном компаниям, предоставляющим автомобили в аренду. По словам представителей Ford, на этот сектор пришлось 20% продаж в прошлом году, а представители подразделения сообщили, что за год продажи в секторе снизились на 30%.

Другая часть стратегии Ford - охватить более молодых покупателей. Сейчас средний возраст клиентов компании - 55 лет, но, по словам представителя компании Тодда Ниссена, он снижается. Из-за этого возникают проблемы с Town Car, продажи модели за прошлый год упали на 4,6%. Примерно треть машин была продана прокатным компаниям. А вот новая версия Navigator стала настоящим хитом - в прошлом году было продано 38 742 автомобиля, на 27% больше, чем в 2002 г.

Одна из новых моделей на основе Mazda 6, внедорожник Aviator, должна появиться в магазинах к 2006 г. Предыдущий Aviator был построен на основе Ford Explorer. А седан, созданный на основе Mazda 6, будет показан на автошоу в Нью-Йорке в апреле. С начала будущего года будет запущен в производство пикап Lincoln Mark LT.

Один из авторов концепции использования технологий Mazda в производстве Lincoln, Фил Мартенс, ставший вице-президентом Ford в прошлом году, до этого руководил исследованиями и разработкой в Mazda. По его мнению, важнее всего для компании добиться того, чтобы Lincoln отличался от Ford и Mercury, в то же время используя значительное число деталей Mazda - в том числе двери и крышу. "[В Lincoln] все должно быть уникальным и внутри, и снаружи", - утверждает Мартенс.

Мнения дилеров, торгующих Lincoln и Mercury, по поводу новой стратегии Ford разделились. Эд Уитт, владелец одного из автомагазинов, продающий эти марки, обеспокоен, что Lincoln через несколько лет перестанет так же резко выделяться среди других брэндов, как раньше. А Рэя Киша, который продает те же машины в другом штате, она устраивает. "Я продаю машины уже 23 года, и еще ни один клиент не спросил меня, из чего они сделаны", - говорит Киш. (WSJ, 16. 03. 2004, Кирилл Корюкин)