Shell станет прозрачнее


Структура Royal Dutch/Shell не изменялась с момента ее образования в 1907 г. Группа управляется двумя материнскими компаниями: голландской Royal Dutch Petroleum и британской Shell Transport and Trading, каждая из которых имеет собственный совет директоров. Их доли в активах группы составляют 60% и 40% соответственно. Акции Royal Dutch Petroleum торгуются в Амстердаме, а Shell Transport and Trading – в Лондоне.

Инвесторы не раз указывали на то, что именно двойная структура управления Royal Dutch/Shell стала одной из причин потери контроля за учетом резервов. Они призвали руководство группы усовершенствовать систему управления компанией, в частности объединить наблюдательные советы голландской и британской частей группы.

Теперь Royal Dutch/Shell решила прислушаться к советам инвесторов. Сразу несколько источников, близких к группе, сообщили, что члены двух советов директоров – Royal Dutch Petroleum и Shell Transport and Trading – достигли предварительной договоренности об объединении советов. Более того, несколько влиятельных членов комитета по реформированию высказываются за коренную реструктуризацию системы управления группой. В том числе, они рассматривают возможность полного слияния двух частей группы, чтобы восстановить доверие со стороны акционеров. Для этой цели Royal Dutch/Shell наняла банковских консультантов – Citigroup и NM Rothschild.

Источники сообщают, что реформирование Royal Dutch/Shell может занять от трех до пяти лет. Его детали, как ожидается, будут обнародованы в ноябре, когда советы директоров рассмотрят предложения специального комитета и вынесут свое решение. После этого потребуется одобрение общих собраний акционеров, которые состоятся в 2005 г.

Но процесс реформирования группы не будет легким. Ряд юристов из Великобритании и Нидерландов и некоторые сторонники реформы в группе полагают, что полное слияние будет сложно осуществить и, возможно, это не будет лучшим решением. Так, некоторые члены совета директоров Shell Transport and Trading выступают за то, чтобы в объединенной группе они имели равные доли с Royal Dutch Petroleum. Но это может вызвать сопротивление их голландских партнеров, которые привыкли, что имеют преимущество при принятии важнейших решений.

“Это будет непростой путь, – говорит источник, хорошо знакомый с дискуссией, идущей в Shell. – Нынешняя корпоративная структура сохранялась в течение 100 лет. Если вы хотите заняться ее реформированием, сделать более прочными взаимоотношения между двумя частями, вам потребуется провести большую работу”. Вчера курс акций Shell Transport and Trading вырос на 1,1%, бумаги Royal Dutch Petroleum подорожали на 0,7%. (FT, 12.08.2004, Олег Митяев)