Сядут за баржи


В среду жюри присяжных в Хьюстоне признало виновными бывшего вице-президента Enron Дэна Бойла и четырех бывших сотрудников Merrill Lynch – экс-руководителя инвестбанковского подразделения Дэниэла Бэйли и его подчиненных Джеймса Брауна, Уильяма Фахса и Роберта Ферста. Это первое вынесение уголовного обвинения по делу Enron в результате судебного разбирательства, которое длилось полтора месяца. Окончательное решение о сроках тюремного заключения виновным суд вынесет в марте.

В суде рассматривалась сделка 1999 г., когда Enron продал Merrill Lynch три баржи, производившие электричество на побережье Нигерии. Государственное обвинение доказало, что сделка была фиктивной и позволила Enron завысить прибыль до налогообложения на $12 млн. В процессе ее заключения сотрудники Enron пообещали Бэйли, что баржи у банка выкупят в течение года и он получит определенную прибыль, что и было сделано в 2000 г.

Присяжные признали невиновной бывшего бухгалтера Enron Шейлу Кэхэнек, также проходившую по делу о баржах. Она заявила, что неоднократно предупреждала менеджеров компании по поводу сомнительности сделки.

Хотя перед судом предстали менеджеры и сотрудники среднего звена и размер махинации был сравнительно небольшим, он привлек большое внимание. Дело в том, что многие из тех сотрудников Enron, кому уже предъявлено обвинение, заявляют о своей невиновности. В том числе и бывшие председатель совета директоров Кеннет Лэй, гендиректор Джефф Скиллинг и главный бухгалтер Ричард Кози. Поэтому завершившийся суд стал тестом, сможет ли государственное обвинение доказать вину энерготрейдеров в зале суда.

Бывший прокурор Кристофер Бебель называет обвинительные приговоры “огромной победой” властей: “Вынесенное решение показывает, что присяжные согласились с основной идеей обвинителей – в Enron происходило мошенничество”. Юджин Мерфи, в прошлом также прокурор, подчеркивает, что первое уголовное судебное разбирательство махинаций Enron в суде станет началом большого и длительного процесса. “Такие процессы начинаются с наименее сложных дел, а потом постепенно нарастают, – говорит он. – Каждое такое решение – послание всем обвиняемым, что подобные дела заканчиваются вынесением обвинительного приговора”.

Это дело указывает на неблаговидную роль, которую играли в 1990-х гг. финансисты, помогая Enro в сомнительных сделках. “Тех, кто помогал совершать мошеннические операции, ждет та же судьба, что и самих мошенников, – заявляет помощник прокурора Кристофер Врэй. (WSJ, 4.11.2004; FT, 3.11.2004, Олег Митяев)