В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: ФТС не может подавить в себе страх перемен


Три замечания

Раньше бизнес пытался любыми путями договориться с властью. Сегодня власть предпринимает определенные попытки договориться с бизнесом. Замечательно, что ситуация изменилась.

Я хотел бы сделать три ремарки к выступлению предыдущего оратора, заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Татьяны Николаевны Голендеевой.

Прежде всего, о таможенной стоимости. Слова о том, что революции не будет, огорчили меня, но я знаю, что ФТС еще долго не сможет подавить в себе страх перемен. Таможенная служба, может быть, психологически не готова к “революции”. Не готов, может быть, и бизнес. Но чем быстрее и цивилизованнее ФТС подойдет к решению проблем, уже сделавших институт таможенной стоимости понятием нарицательным, тем лучше. Замечу, что соответствующий законопроект, который находится сейчас на рассмотрении в Госдуме, лишь закрепляет то, что уже существовало на уровне подзаконного акта. Я бы пошел на более высокий уровень состязательности в определении таможенной стоимости.

Теперь о сроках. Было высказано мнение, что три дня на таможенное оформление – слишком долгий для бизнеса срок. При работе над новым Таможенным кодексом депутаты Госдумы предлагали три дня заменить одним. Давайте обсудим это предложение.

Также речь шла об электронном декларировании. Мне известно, что в настоящее время оно дублируется бумагами – “как бы чего-нибудь не случилось”. Это, на мой взгляд, излишняя предосторожность. Идите на риск. Тем более что вы владеете ситуацией. Бизнес готов к электронному декларированию, готов помогать всему этому процессу интеллектуально и организационно. Думаю, это надо делать быстрее.

Четыре предложения

Мои предложения, связанные с производством и продажей бытовой техники, заключаются в следующем.

Во-первых, в интересах предпринимателей следует расширить информационную деятельность, нацеленную на разъяснение позиции бизнеса в правительстве и парламенте. Также необходимо разрабатывать программы, которые придали бы производству и торговле бытовой техникой, ее распространению на рынке приоритетное значение. Скорее всего, вы не хотите мириться с тем, что правительство и парламент слушает и слышит лишь крупный бизнес. Вмешательство государства по созданию условий для восстановления производительных сил в России необходимо, и соответствующие вопросы перед властью нужно ставить конкретно и принципиально.

Во-вторых, я предлагаю создать экспертный совет по рынку бытовой техники в комитете Госдумы по экономической политике. В любом экспертном совете две трети участников – представители бизнеса и только треть – политики и чиновники. Такое соотношение сил может принести хороший результат.

В-третьих. Речь должна идти об адресном восстановлении или развитии производительных сил. Понятно, почему компании, занимающиеся бытовой техникой, не хотят торговать на Кавказе: им трудно мириться с большими рисками в этом регионе. Но и в Калининграде, самом западном российском регионе, российский бизнес ведет себя пока довольно робко. Давайте рассмотрим в качестве адреса точечной программы Калининград и попробуем закрепиться там.

И четвертое. Целесообразно составить перечень законодательных инициатив, которые способны позитивно повлиять на рынок и данную отрасль. При этом нужно оставить в стороне вопросы о льготах и преференциях. С тем чтобы впоследствии оценить, какие существующие сегодня льготы не используются, а какие должны быть установлены в обязательном порядке.