Boeing и Airbus могут лишиться господдержки


В октябре прошлого года США и Евросоюз подали в ВТО встречные иски, обвиняя друг друга в предоставлении многомиллиардных субсидий Airbus и Boeing. США, первыми подавшие иск, утверждали, что Airbus незаконно получил от правительств Франции, Великобритании, Германии и Испании финансовую поддержку на сумму не менее $15 млрд. Незаконной господдержкой американцы считают предоставление кредитов по льготным ставкам и мягкие требования по их возврату. Одновременно США заявили, что отказываются от соглашения от 1992 г. с европейскими странами, которое разрешало выдачу льготных кредитов в размере 30% от общей стоимости разработки новой модели.

В ответ Евросоюз незамедлительно подал встречный иск. В нем утверждалось, что с 1992 г. Boeing получил незаконные субсидии в размере $23 млрд в виде налоговых освобождений и помощи в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ от американских государственных ведомств. В Европе многие считали, что действия американцев вызваны тем, что в 2003 г. Airbus впервые опередил Boeing в качестве ведущего авиастроителя гражданских самолетов, поставив 305 самолетов, в то время как американская компания – лишь 281. В только что завершившемся году ситуация повторилась. Вчера Airbus сообщил, что в 2004 г. ему удалось продать 320 лайнеров. У Boeing этот показатель составил всего 285 самолетов.

Если бы Евросоюз и США не договорились в ходе предусмотренных процедурой ВТО консультаций, то в рамках этой организации началось бы официальное судебное разбирательство, которое могло растянуться более чем на год. Но во вторник, за два дня до истечения крайнего срока для консультаций, США и Евросоюз объявили о начале трехмесячных переговоров об отмене госсубсидий самолетостроителям. Это решение было принято после встречи в конце прошлой недели в Вашингтоне торгового представителя США Роберта Зеллика и комиссара Евросоюза по торговле Питера Мэнделсона.

Евросоюз и США пообещали не предпринимать новых мер по господдержке своих самолетостроителей во время переговоров и не начинать разбирательства в ВТО, пока эти переговоры будут продолжаться. В то же время стороны договорились не отменять уже действующие программы господдержки Boeing и Airbus. По словам официального представителя Евросоюза, ни одна из сторон не ожидает, что переговоры негативно скажутся на решениях Boeing и Airbus запустить свои последние модели – среднемагистральные самолеты Boeing-7Е7 и A350, а также супервместительный лайнер А380.

Хотя обе стороны говорят о планах отменить субсидии, на практике это недостижимо. По заявлениям Boeing и Airbus, они хотели бы получить в итоге переговоров систему правил, которые бы ограничивали господдержку и позволяли бы следить за тем, в каком объеме ее получает конкурент. Предстоящие переговоры будут очень сложными. Но, по словам комиссара ЕС по торговле Питера Мэнделсона, обе стороны понимают, что разбирательство в ВТО полностью подорвало бы эти механизмы и в ЕС, и в США. (Использованы материалы WSJ, DJ.)