“Росгосстрах” потеснился


Минувший год стал первым полноценным годом действия закона об ОСАГО, который вступил в силу 1 июля 2003 г. По данным РСА, в 2004 г. сборы страховых компаний по ОСАГО составили 49,3 млрд руб., выплаты – 18,5 млрд руб. Взносы распределялись достаточно равномерно: во втором полугодии 2003 г. они составили 24,9 млрд руб., в январе – июне 2004 г. – 23,4 млрд руб. и в июле – декабре 2004 г. – 25,9 млрд.

“Это больше, чем мы ожидали, результаты говорят о высокой законопослушности граждан”, – рассуждает первый заместитель гендиректора “Росгосстраха” Дмитрий Маркаров, добавляя, что сборы могли быть еще выше, если бы ГАИ более жестко контролировала исполнение закона.

Выплаты же постепенно нарастают – с 1,2 млрд руб. в 2003 г. до 7,4 млрд и 11,1 млрд руб. в первом и втором полугодиях 2004 г. Поэтому страховщики называют попытки определить рентабельность ОСАГО преждевременными. “Это можно будет сделать через два-три года, когда выплаты также выйдут на постоянную величину”, – говорит руководитель департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимир Антипов. В прошлом году РСА и Федеральная служба страхового надзора оценивали рентабельность бизнеса по ОСАГО в 15–30%.

Пятерка лидеров ОСАГО за год не изменилась (см. таблицу), а безоговорочным фаворитом остается холдинг “Росгосстраха”. Входящие в него 11 компаний в прошлом году продали полисов на 16,1 млрд руб. Однако его доля на рынке снизилась с 37% до 32,7%. В самом холдинге считают это естественным: по словам Маркарова, “Росгосстрах” хорошо подготовился к новому закону и стартовал успешнее других. “Не мы стали работать хуже, а другие – лучше”, – говорит Маркаров.

Лучше стала работать, например, “РОСНО”, которая поднялась с 13-го на 7-е место по объему сборов по автогражданке. В 2003 г. компания практически не занималась этим бизнесом, а ее руководители уверяли, что тарифы по ОСАГО занижены и слишком активные продажи могут привести к убыткам. Но в 2004 г. компания поменяла стратегию, начала рекламную кампанию и агрессивные продажи, что принесло ей около 0,9% рынка ОСАГО. Но гендиректор “РОСНО” Леонид Меламед говорит, что компания стратегию не меняла и по-прежнему ведет осторожную политику на рынке ОСАГО, работая в сегменте дорогих мощных машин.

Единственной, кроме “Росгосстраха”, компанией, которой удалось завоевать более 10% рынка, стала “РЕСО-Гарантия”, а наибольшие темпы (в пять раз) роста среди первой двадцатки показал “Стандарт-Резерв”. “Ничего особенного [для этого] мы не предпринимали”, – уверяет гендиректор компании Виктор Юн. По его словам, “Стандарт-Резерв” позже других получил лицензию на ОСАГО – в июле 2003 г. – и начал продавать полисы только в октябре 2003 г. “В 2004 г. мы начали работать в полную силу”, – объясняет прогресс компании Юн.

Некоторые из тех, кто резво стартовал в 2003 г., сдали свои позиции. Из двадцатки крупнейших выпал “СОГАЗ”, бывшая “дочка” “Газпрома”. Стратегия развития “СОГАЗа” отводит ОСАГО роль “поддерживающего” вида, говорит начальник департамента маркетинга компании Алексей Смертин: “Мы не стремимся продавать ОСАГО отдельно от других продуктов и не занимаемся развитием каналов продаж ОСАГО”. Страховая группа “УралСиб” потеряла за год 1% рынка, собрав в 2004 г. не намного больше, чем в неполном 2003 г. У “УралСиба” есть более приоритетные направления развития, объясняет исполнительный директор “УралСиба” Николай Николенко. Кроме того, в группу входит еще один страховщик – СКПО, занявший в 2004 г. 5-е место.