Война в Японии


Airbus на 80% принадлежит франко-германскому аэрокосмическому концерну EADS и на 20% – британской оборонной компании BAE Systems. Выручка Airbus в 2003 г. – $24,2 млрд. В 2004 г. Airbus продал 320 авиалайнеров, Boeing – 285.

Airbus, мировой лидер по производству гражданских самолетов, на японском рынке занимает лишь 1–2%. Доминирует на нем Boeing. Последнее поражение от американского конкурента Airbus потерпел на прошлой неделе – крупнейшая японская авиакомпания Japan Airlines закупила 30 пассажирских Boeing-737. И Japan Airlines, и другой японский авиаперевозчик – All Nippon Airways уже заявили о намерении приобрести новейший самолет Boeing-7Е7. А японские концерны Mitsubishi, Fuji and Kawasaki получили более трети контрактов на его разработку и производство.

В 2001 г. Airbus по примеру Boeing создал в Японии свое подразделение, но оно не смогло продать ни одного самолета. Но на днях компания заявила об амбициозном плане к 2010 г. довести свою долю на японском рынке до 50%. “Пришло время увеличить наши продажи в Японии и усилить маркетинговые и коммерческие службы”, – заявил на пресс-конференции в Токио коммерческий директор Airbus Джон Лихи. Лихи подчеркнул, что эта страна обладает высоким потенциалом для роста продаж Airbus, в особенности его сверхвместительного самолета А380. “Но наш конкурент будет делать все возможное, чтобы сохранить свое доминирующее положение, которое позволяет ему устанавливать монопольные цены в Японии”, – заявил он.

Airbus собирается вдвое – до 30 сотрудников увеличить штат своего японского подразделения. А новый гендиректор и президент местного офиса уже назначен – им стал американец с японскими корнями Глен Фукусима. Он работает в Японии более 15 лет. До прихода в Airbus он занимал пост гендиректора местного подразделения американского производителя электронного оборудования NCR. Фукусима заявил, что его задачей будет создание долгосрочных связей с японскими авиаперевозчиками.

Местных экспертов удивило, что Airbus доверил борьбу за японский рынок именно Фукусиме, ведь на протяжении многих лет он является близким другом Роберта Орра – руководителя японского подразделения Boeing. Когда в 1998 г. Фукусима занимал пост президента Торговой палаты США в Японии, Орр был его вице-президентом. Сейчас два друга по меньшей мере один раз в месяц встречаются за обедом. Что они там будут обсуждать впредь, задаются вопросом аналитики. (FT, 9.02.2005, Олег Митяев)