ЦИФРА НЕДЕЛИ: 500 млрд руб. Дожили


Впервые с 1999 г. федеральный бюджет может быть сверстан с внушительным дефицитом. Минфин бьет тревогу: в связи с общим ростом благосостояния государство наиндексировало, наповышало и наобещало столько, что обязательства казны превышают ее возможности на 2,2% ВВП. Цена вопроса – 500 млрд руб. Отсюда вывод – снижать налоги в будущем году никак нельзя.

Страшилка Минфина рождена в полемическом задоре, скажут скептики. Мол, Алексей Кудрин, ничего не сделавший для подъема отечественной обрабатывающей промышленности, пытается замотать прогрессивную идею премьер-министра о снижении ставки НДС до 13%. И вообще плох тот министр финансов, который время от времени не выступает с отрезвляющими речами о необходимости жить по средствам. Тем более когда заходит речь о бюджете будущего года.

Планируя семейные расходы, ссорятся даже ближайшие родственники. Доходит до разводов.

Нынешний бюджетный процесс у премьера Михаила Фрадкова – первый в жизни. Тот, что был в прошлом году, не в счет: премьер только входил в курс дел и ограничивался мягкими внушениями в адрес доставшихся ему министров. Процесс вели Кудрин и вице-премьер Александр Жуков.

В этом году расклад иной. Концы с концами пытаются свести люди, чья личная неприязнь друг к другу за год не только усилилась, но и обросла идеологическими обоснованиями. Государственник советского покроя Фрадков сегодня не просто моет головы своим тупым подчиненным – Росстат не так считает, Минэкономразвития не так планирует. У премьера появилась собственная экономическая программа. Она же план политического выживания. Состоит из набора простых идей, реализация которых в отличие от “монетизации льгот” в лучшем случае даст быстрый и ощутимый эффект, в худшем – не принесет быстрого и очевидного негатива. Потому-то премьеру и полюбился замысел снизить НДС до 13%: прогрессивно, но никто, кажется, с 1 января не пострадает. Ученые возражения, что эта прогрессивная мера, скорее всего, подстегнет потребительский импорт, а не внутренние перерабатывающие отрасли, не принимаются.

Возможно, премьеру придется признать справедливость более приземленного аргумента: одновременно снижать налоги и повышать расходы нельзя. “Разве, Михаил Ефимович, вы возражаете против повышения денежного довольствия военнослужащих или строительства автобана Петербург – Москва?” – спросят премьера на верху. Сомнительно, что находчивый ответ (“А вот, Владимир Владимирович, есть еще стабилизационный фонд”) будет признан правильным.