ИНТЕРВЬЮ: Ульрих Ленер, председатель совета директоров Henkel Group


ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ – Европейская экономика стагнирует. Чтобы остаться на плаву, немецкий химический гигант Henkel затеял масштабную реструктуризацию. Готовясь закрыть фабрики в Германии и Франции, Henkel разворачивает экспансию в Восточной Европе.

В России свое первое химическое производство Henkel открыла больше 10 лет назад. Открывать здесь косметическое производство, приносящее концерну около 30% прибыли, Henkel пока не торопится. Концерн уже несколько лет присматривается к российским косметическим активам, но ни один из них пока не соответствует основным критериям концерна – качеству производства и внушительной доле рынка.

– Ваша компания работает практически по всему миру. Но в разных странах у потребителей совершенно разные предпочтения. Вы учитываете это при разработке своей продукции?

– Безусловно. Даже к стиральному порошку потребители разных стран предъявляют различные требования: как он должен пахнуть, как отстирывать, насколько сильно смягчать воду... Список требований к шампуням разнится еще больше: у каждой национальности свои физиологические особенности, и шампунь, который подойдет, к примеру, итальянкам, вряд ли будет полезен японкам или китаянкам. Мы также должны учитывать качество воды в стране.

Поэтому ежегодно мы тратим довольно много средств на качественные исследования и выявляем последние потребительские тенденции и предпочтения. В 2004 г. мы увеличили расходы на исследования на 5% до 272 млн евро.

– Какой рынок наиболее важен для вашей компании?

– Почти 70% (около 7 млрд евро) наших продаж приходится на Европу. В Северной Америке мы купили компанию Dial, и благодаря этому продажи Henkel в прошлом году выросли там на 76,5% до 2 млрд евро. В будущем мы надеемся, что на Северную Америку будет приходиться около 25% наших продаж. В Латинской Америке и Азии оборот Henkel составил 471 млн и 775 млн евро соответственно.

– Henkel проводит реструктуризацию своего бизнеса. Каких результатов вы рассчитываете добиться?

– В последние годы рост косметического рынка и рынка бытовой химии в Западной Европе замедлился, тогда как рынки Латинской Америки и Азии продолжают быстро расти. Поэтому мы решили адаптировать компанию к тенденциям рынка, закрыв фабрики в Германии, Франции и Канаде. Мы планируем потратить на реструктуризацию около 408 млн евро. В нашу программу входят и обширная модернизация производства, и различные меры по повышению эффективности и сокращению расходов. Мы рассчитываем, что реструктуризация позволит нам с 2007 г. начать сокращение издержек на 125 млн евро в год.

– Несколько недель назад Procter & Gamble и Gillette объявили о своем слиянии. Как эта сделка может повлиять на ваш бизнес?

– Хотя мы никогда не работали в сегменте средств для бритья и не производили бритвенные станки, как говорится, размер имеет значение. Более крупные компании могут “выторговать” более выгодные условия при заключении договоров о рекламе и размещении своих товаров в розничных сетях. Но, с другой стороны, чем больше организация, тем сложнее ею управлять. А вообще мы конкурируем с Procter & Gamble уже более 120 лет и будем продолжать конкурировать и дальше.

– Как вы узнаете, что будет пользоваться спросом через несколько лет? Ведь для того чтобы выпустить новый продукт, нужно время.

– Мы много тратим на различные исследования, изучаем предпочтения потребителей, демографическую ситуацию и все те сигналы, которые дает нам общество.

– Часто ли случается, что конкуренты опережают вас, выпуская на рынок продукт, аналогичный тому, который вы только разрабатываете?

– Да, иногда случается, что компании практически одновременно выходят на рынок с аналогичными продуктами. Просто компании часто ведут исследования в одном и том же направлении. Иногда информацией о новом продукте “делятся” с конкурентами производители упаковки. Ведь когда разрабатывается новый продукт, производители обращаются за помощью в упаковочную компанию, и от того, насколько она этична в ведении бизнеса, зависит, узнает о новинке конкурент или нет.

– Какие новинки вы планируете выпустить в 2005 г.?

– О некоторых я могу рассказать. В сегменте средств по уходу за телом мы запускаем первую серию продуктов с йогуртовыми протеинами – под брэндом Fa. Среди новых средств для ремонта, в так называемом Do It Yourself сегменте, можно упомянуть новый монтажный клей Pattex – он очень прочно склеивает, но потом, если возникнет такая необходимость, вы сможете легко разъединить склеенное.

– Какие брэнды приносят Henkel больше отдачи – адаптированные международные или локальные?

– Мы продвигаем и те и другие. Многие локальные брэнды достались нам после приобретения местных компаний. Зачастую они очень сильны в своем регионе. А иногда мы даже выводим локальные брэнды на глобальный уровень. Последний пример – серия средств для укладки волос под маркой GOT 2 B. Эту популярную в США серию выпускала купленная нами компания ARL. В этом году мы начинаем продвигать этот брэнд в Германии и Австрии.

В какой-то момент потребители готовы принять международные брэнды. Но если они предпочитают национальные брэнды, мы стараемся адаптировать транснациональный продукт к их предпочтениям. Последний пример – кондиционер Vernel. Совсем недавно наши разработчики из Вены создали специально для России такую формулу этого средства, которая делает Vernel невероятно морозоустойчивым. Новому продукту не страшны низкие температуры, с которыми приходится сталкиваться при перевозке, хранении и продаже на открытых рынках. Но самым удачным примером стали средства по уходу за кожей Diademine. Некогда французский, этот брэнд был успешно запущен в Германии, затем в Австрии, а теперь и в России.

– Каковы ваши планы в России? На рынке поговаривали о том, что вы присматриваетесь к российским косметическим активам...

– Мы публичная компания и никогда не анонсируем свои планы по слияниям и поглощениям. Могу сказать, что российский рынок является для нас одним из стратегически важных и мы будем на нем стремительно развиваться. Если для этого потребуется купить какую-нибудь компанию, мы рассмотрим и такой вариант.

– Большую часть косметической продукции вы привозите в Россию из Германии и Польши, но лаки для волос вы производите на мощностях компании “Арнест”, а некоторые шампуни – на заводе “Капелла”. Вы не боитесь, что эти предприятия воспользуются вашим опытом и технологиями?

– Технология производства этих продуктов не самая сложная и не является большим секретом. Мы довольно часто размещаем производство на мощностях других производителей, но предъявляем к ним очень жесткие требования. А такую сложную продукцию, как краски для волос и кремы, мы производим только на собственных заводах и очень тщательно следим за секретностью наших технологий.

– Кто пользуется промышленными клеями Henkel?

– Спектр компаний здесь очень широк: от авиастроения, упаковочной промышленности и производства мебели до такой высокотехнологичной отрасли, как электроника. Кстати, сейчас практически все автомобильные производители в России – Ford, GM, “Автофрамос” (Renault), “Автодор” (Kia), “АвтоВАЗ”, КамАЗ, “Ока” и ГАЗ – используют наши конструкционные клеи, герметики и средства для обработки поверхностей.

– Насколько амбициозные планы у Henkel на рынках Восточной Европы и России?

– Самыми крупными рынками в Европе – с точки зрения прибыли – для нас являются Польша, Россия, Австрия и Венгрия. Восточная Европа – очень быстро растущий рынок. Соответствовать этому росту – большая задача. Мы инвестировали больше $48 млн только в организацию системы поставок в России, Сербии и на Украине. Восточноевропейские подразделения приносят Henkel 85% прибыли, которую мы зарабатываем в Европе.

Россия – это огромный рынок, который нами еще до конца не освоен. Но результаты 2004 г. очень многообещающи. Я убежден, что Россия – ядро всех стран постсоветского пространства и экономические связи с ней [других республик бывшего СССР] по-прежнему очень сильны. Поэтому Россия служит Henkel платформой для развития бизнеса в соседних странах.