$6700 в месяц за безделье


На прошлой неделе GM объявила о планах уволить весной 3000 сотрудников, занятых на закрывающемся заводе в Лэнсинге (Мичиган). Мероприятие обещает оказаться затратным: компании придется платить работникам зарплату до окончания контракта. В среднем каждый из увольняемых получает $6700 в месяц, а все вместе – $20,1 млн.

Дело в том, что более 20 лет назад ведущие американские автопроизводители – GM, Ford и Chrysler, входящий теперь в немецко-американскую компанию DaimlerChrysler, договорились с профсоюзом автомобильных рабочих UAW, что будут платить сокращенным полную зарплату. UAW добился от работодателей того, что сразу после увольнения их сотрудники получают 95% чистой зарплаты за счет системы государственного страхования безработных и прежнего работодателя. Если же компания не берет уволенного сотрудника в течение 48 недель обратно на работу или он не находит ее сам, то он переходит в банк свободной рабочей силы и может получать полное вознаграждение целиком за счет работодателя. По оценке газеты Detroit Free Press, сейчас в этом списке находится 10 000 бывших работников автокомпаний и производителей комплектующих. В целом они обходятся своим бывшим работодателям приблизительно в $1 млрд в год. Впрочем, число находящихся в списке колеблется. В начале 1990-х оно превосходило нынешнюю цифру более чем вдвое.

Когда в прошлом году Chrysler добавил третью смену на заводе по производству грузовиков в Детройте, значительная часть новых 850 рабочих мест была заполнена теми, кто был сокращен на двух других заводах компании в том же районе. “Как правило, мы в первую очередь выбираем из нашего списка”, – говорит представительница компании. Банк свободной рабочей силы Chrysler, который сейчас насчитывает 3000 человек, может сокращаться и дальше после введения новых рабочих смен на заводах в штатах Онтарио и Иллинойс.

Тем не менее, по мнению аналитиков, в целом количество увольняемых сотрудников в автоиндустрии США должно в этом году увеличиться. GM и Ford из-за спада спроса на их автомобили должны будут сокращать производство. GM объявил о снижении производства во II квартале на 10%, а Ford – на 1,2%. Впрочем, по оценке аналитика Джона Касеса из Merrill Lynch, в действительности Ford сократит производство вообще на 8%.

В условиях стагнации американской автомобильной промышленности условия сокращения сотрудников могут стать труднопреодолимой проблемой. Очередное перезаключение трудового контракта с UAW должно произойти в 2007 г., и профсоюз готов бороться за сохранение прежних условий. Но компании требуют от него уступок. “Мы будем настаивать на резких изменениях в контрактах, чтобы стать более конкурентоспособными”, – обещает гендиректор Delphi Дж. Т. Бэттенберг. Сейчас 2300 человек из числа уволенных сотрудников Delphi получают полное вознаграждение в размере около $100 000 в год на каждого. (FT, 9.03.2005, Олег Митяев)