ОРИЕНТИРЫ: Офисные центры. И на дуде игрец


В 1997 г. компания купила Завод по производству напитков им. Калинкина, которому к тому времени было больше 100 лет, и стала выпускать слабоалкогольные коктейли, а летом прошлого года перебазировала завод в подмосковные Мытищи, затратив на это около $12 млн. Теперь на месте завода “Бородино” будет строить 85 000 кв. м коммерческой недвижимости и вложит в строительство не меньше $70 млн, заработанных на производстве коктейлей.

Зачем “слабоалкогольному” магнату с годовым оборотом $250 млн девелоперский бизнес, никто так и не понял. Сравнив доходность того и другого, понимаешь, что выходит оно не в пользу недвижимости. По данным участников алкогольного рынка, рентабельность их бизнеса равна 50%. А сегодняшняя рентабельность от проекта вроде Русаковской едва достигает 18%, и окупаться затраты будут не меньше чем лет 6–7. Сырьевиков, которые дружно шли в девелопмент при растущем рынке, вполне можно было понять – диверсификация бизнеса и доходность до 100% годовых. Но сейчас, когда почти каждый второй проект рискует быть провальным, идти в бизнес, в котором ничего не понимаешь, по меньшей мере неразумно. Но, видимо, модно. Консалтинговые компании в числе своих клиентов уже видят не только девелоперов, но и производителей шоколада, книг и напитков. Каждый старается пристроить в недвижимость лишние $5–10 млн. А некоторые и в десятки раз больше. Риэлторы радуются: мол, непрофильные компании имеют большой оборот, а значит, обеспечат рынку дорогостоящие проекты. Но дорого – не значит хорошо. Поэтому опасения консервативного крыла консультантов вполне понятны: проект-то, может, дорогой и масштабный, но насколько грамотно непрофессионалы смогут использовать драгоценную землю в центре Москвы – это еще вопрос.

Точно так же риэлторы сомневались и по поводу проекта одного из акционеров компании “Вимм-Билль-Данн”, который создал риэлторское агентство “Агент 002” с 2% комиссионных за посреднические услуги. Риэлторы своего скепсиса не скрывали и в один голос сказали, что такой бизнес нежизнеспособен. И не ошиблись: по риэлторам новый конкурент демпингом так и не ударил. Сейчас “Агент 002” прекратил бурную рекламную кампанию и уже испытал кадровые перестановки: через месяц после открытия компанию покинул генеральный директор. Видимо, и швец, и жнец – это еще не девелопер.