Заслужить признание коллег


Стивен Фостер хотел, чтобы у его небольшой риэлторской компании Mobius, расположенной в Калифорнии, был свой логотип. Он потратил на дизайнеров почти $4000, но так и не получил желаемого результата. “Они никак не могли понять, что именно мне нужно”, – жалуется он. Расстроенный несколькими неудачными попытками, Фостер начал поиски через Интернет и там наткнулся на сайт компании LogoWorks.com.

Компания обещала за $385 подключить к работе трех дизайнеров и в итоге предоставить на выбор восемь вариантов логотипа. Поначалу Фостер скептически отнесся к предложению: “Я и не надеялся получить что-то подходящее”. Но риск был невелик. Ровно через неделю он получил обещанные варианты логотипа, которые, по его словам, “были на высоте”.

Расходы к минимуму

Внутренняя структура LogoWorks наглядно демонстрирует, насколько сильно Интернет изменил возможности небольших компаний. Благодаря написанной на языке Java информационной системе, LogoWorks сотрудничает с 200 художниками и дизайнерами из разных стран мира, которые в любую минуту готовы приступить к работе.

Невысокая стоимость услуг в LogoWorks объясняется тем, что все дизайнеры работают удаленно – в офисе или дома в разных уголках страны. В результате компании удается экономить на аренде помещения и медицинских страховках для сотрудников. Дизайнеры избавлены от необходимости общаться с клиентом, а свою работу выполняют по письменному описанию, полученному через Интернет. Когда рисунки были готовы, художники представили их на суд Стивена, который за шесть логотипов заплатил всего лишь десятую часть тех денег, что ему пришлось истратить до этого.

“Принцип состязательности облегчает работу для маленьких компаний, – говорит Морган Линч, основатель и гендиректор LogoWorks. – Если есть возможность привлечь к работе над проектом нескольких специалистов, а потом выбрать понравившегося, то почему бы так не поступать?”

Штаб-квартира компании расположена в Линдоне, штат Юта, а почти весь бизнес ведется через Интернет или по телефону, и LogoWorks не нужно тратиться на дорогой офис в каком-нибудь крупном дизайнерском центре. Структура затрат позволяет компании предоставлять услуги, стоимость которых в несколько раз ниже, чем у конкурентов. Пока около 90% клиенты LogoWorks – мелкие фирмы, хотя были разовые заказы и от крупных корпораций, таких как Pfizer, Sears и Toyota.

По гамбургскому счету

Еще один секрет успеха LogoWorks заключается во внутренней рейтинговой системе: любую свою работу, выполненную для LogoWorks, дизайнер выставляет на суд своих коллег.

Уровень оплаты дизайнеров зависит от их квалификации, определяемой с помощью рейтинговой системы. Дизайнеры распределены по уровням: экспертный, средний и начальный в зависимости от шкалы баллов от 0 до 100. Все новички попадают на начальный уровень, а их оплата и очки растут в зависимости от того, как их работы оценивают коллеги и клиенты. Дизайнерам начального уровня платят $25 за проект, среднего уровня – $30, а экспертам – $40.

Но все же оценка клиента важнее: тот, чью работу выберет заказчик, получает дополнительно $50 и 10 очков. Но коллеги так же оценивают работы друг друга в рамках каждого проекта: чья-то работа признается лучшей, а чья-то – худшей. В зависимости от рейтингов начисляются или вычитаются очки. У вас меньше 80 очков? Идите обратно на средний уровень. Меньше 30? Добро пожаловать в новички. Дизайнерам платят также и за дополнительные работы, когда клиент их заказывает. Большинство клиентов заполняют специальную анкету и выбирают цену: от $265 (два дизайнера, от четырех до шести концепций) до $549 (пять дизайнеров, от 10 до 12 концепций). Заказы выставляются на закрытом разделе сайта LogoWorks, и их получают дизайнеры, которые первыми подают заявки.

Рейтинговая структура обладает своеобразным побочным эффектом: благодаря ей дизайнеры оценивают свои работы не только с точки зрения денег. Майкл Ланкастер, художник из Огайо, считает, что примерно в половине случаев клиенты выбирают безвкусные работы: “Они любят разноцветные завитушки, от которых голова начинает болеть через полчаса”. Коллеги, по его мнению, замечают халтуру и “понизят рейтинг за что-то уродливое”.

Многие дизайнеры признают, что работают не только из-за денег. Для них рейтинг имеет большое значение – как способ потешить самолюбие. “Это порождает конкуренцию среди нас, и мы выполняем работу более тщательно”, – говорит Майкл Ланкастер, художник из Огайо. На сайте LogoWorks он известен под псевдонимом artboy. С 2001 г. он получил $52 000, работая на LogoWorks.

Политика невмешательства, которую исповедует компания, вполне подходит дизайнерам, таким как молодая мама Хизер Франдсен, (псевдоним Sprigg), которая выполняет около 10 проектов в неделю. В прошлом году ее дополнительный доход составил $35 000, и львиную долю этих денег она заработала, не выходя из своего дома в Техасе. “Не нужно ходить на встречи, – говорит она, – и не нужно общаться с клиентами, которые большую часть времени повторяют одно и то же, только разными словами”.

Получить работу в LogoWorks можно только по рекомендации. Если рейтинг падает ниже определенной оценки, компьютерная программа ограничивает количество заказов, которые может брать дизайнер. Морган Линч признает, что такой подход не всем по душе. “Да, нужно быть толстокожим. Но именно поэтому нам удается поддерживать уровень профессионализма”, – говорит он

До сих пор оригинальная бизнес-модель помогала LogoWorks стремительно развиваться. Компания стала прибыльной с июля 2002 г., в прошлом году оборот составил $3,5 млн, но предприниматели рассчитывают, что в 2005 г. оборот будет варьироваться в пределах $10–20 млн. Так как стоимость работ невелика, то невелика и прибыль с каждой сделки. Но это не пугает предпринимателей. “Мы выигрываем за счет объема”, – говорит Линч.

В прошлом году компания выполнила 8000–9000 заказов и надеется удвоить или даже утроить эту цифру в 2005 г., утверждает Линч. Штат постоянных сотрудников, работающих в офисе компании в Юте, вырос до 62 человек, хотя в 2002 г. постоянных работников было всего шесть. В компании 25 штатных дизайнеров на случай, если те, кто работает удаленно, не справятся с проектом, и 10 менеджеров, которые отслеживают выполнение работ. (WSJ, 14.06.2005, Полина Михалева)