Под водой спасать некому


В среду 3 августа АС-28 начал ремонт подводной гидроакустической антенны в Беринговом море у берегов Камчатки. Во время второго погружения в четверг на глубине 200 метров кабели его антенны перепутались с брошенной рыболовной сетью. Самостоятельно выбраться из сетей аппарат не смог. Спасательное судно “Григорий Козьмин”, с которого он погружался, оснащено вторым аналогичным аппаратом, но он выработал межремонтный ресурс и в момент катастрофы находился на базе. Операцию по спасению АС-28 и семи членов его экипажа возглавил министр обороны Сергей Иванов.

В пятницу Минобороны попросило помощи у военных США, Великобритании и Японии и выслало на спасение АС-28 отряд кораблей Тихоокеанского флота. В ночь на субботу аппарат обнаружили и осмотрели с помощью купленного после катастрофы “Курска” в 2000 г. британского подводного устройства Tiger. С помощью трала АС-28 пытались вытащить на мелководье, но аппарат прошел лишь 100 метров – антенну, в кабелях которой он запутался, удерживали два 60-тонных якоря. Российские военные решили с помощью взрыва оторвать сети и кабели от якорей, но на это требовалось много времени, а у моряков АС-28 заканчивался воздух. Спасли экипаж и аппарат британцы: 29 специалистов ВМС Великобритании привезли на Камчатку на самолете аппарат Scorpio с манипулятором, который в воскресенье перерезал путы, парализовавшие батискаф. На момент сдачи номера в печать АС-28 был поднят, а все члены экипажа доставлены в госпиталь с признаками простудных заболеваний – они более трех суток провели в аппарате, где температура не превышала 5 градусов тепла по Цельсию.

Иванов на пресс-конференции поблагодарил иностранцев за помощь, а в понедельник он намерен встретиться с британскими подводниками лично. Владимир Путин, как сообщил его пресс-секретарь Алексей Громов, выразил благодарность всем участникам операции. А вот у политиков она вызвала раздражение: на левом фланге – в основном из-за привлечения зарубежных военных, на правом – из-за жалкого положения отечественного флота. “Совершенно непонятно, почему необходимая техника есть у британцев, а у нас ее нет”, – возмущался лидер КПРФ Геннадий Зюганов, передает “Интерфакс”. Лидер “Родины” Дмитрий Рогозин сказал, что фракция обратится в Главную военную прокуратуру, поскольку подозревает должностных лиц ВМФ в халатности и сомневается в том, “какова истинная роль британских спасателей”. “Нам никто не угрожает, а, напротив [за рубежом] нам готовы помочь, причем бескорыстно”, – сделала вывод из случившегося лидер партии “Наш выбор” Ирина Хакамада. Всем довольны остались только “единороссы”: руководитель ЦИК партии Андрей Воробьев заявил, что “операция была проведена на высоком профессиональном уровне”, и попросил политиков оставить спекуляции.

Военные говорят, что вынесли из катастрофы “Курска” уроки. За рубежом было куплено семь поисковых аппаратов Tiger, четыре глубоководных водолазных костюма, в Рыбинске достроено новое спасательное судно для ВМФ, перечисляет источник в Минобороны. На разработку нового водолазного костюма в бюджете-2005 предусмотрено столько же – 300 млн руб., сколько выделят на создание истребителя пятого поколения, добавляет чиновник федерального агентства по промышленности. Но спасательная служба по-прежнему “размазана” между четырьмя флотами, а на Тихом океане еще и между Камчаткой и Приморьем, в итоге сил и средств не хватает везде, замечает военно-морской эксперт Михаил Барабанов. Если для ВМФ такие проблемы представляет “спасение небольшого под водного аппарата, то трудно себе представить, что произошло бы в случае аварии настоящей атомной подводной лодки”, ужасается он.