Ющенко не продешевит

rada.com.ua

В минувшую пятницу комиссия по приватизации “Криворожстали” решила рекомендовать правительству установить стартовую цену по продаже 93,02% акций “Криворожстали” в размере 10 млрд гривен ($1,98 млрд), сообщила пресс-секретарь Фонда госимущества Украины Нина Бурлюк. Первый вице-премьер Анатолий Кинах в выходные предупредил, что стартовая цена может измениться – кабмин утвердит условия конкурса только 10 августа.

Источник, знакомый с решением комиссии, рассказал “Ведомостям”, что конкурс намечен на 24 октября. Это будут закрытые торги, когда все претенденты подают свои заявки в письменной форме.

В отличие от прошлогодних торгов никаких дискриминационных по отношению к зарубежным компаниям требований украинские власти не выдвигают. В июне 2004 г. Инвестиционно-металлургический союз (ИМС), созданный зятем президента Леонида Кучмы Виктором Пинчуком (“Интерпайп”) и Ринатом Ахметовым (System Capital Management), благодаря отсутствию конкурентов одержал легкую победу в торгах, купив госпакет за $800 млн. Зарубежные претенденты – “Евразхолдинг”, “Северсталь” с Arcelor, а также LNM Group (сейчас – Mittal Steel) с U.S. Steel предлагали за “Криворожсталь” в 1,5–2 раза больше, но не были допущены к торгам, так как не удовлетворяли конкурсному условию – в течение трех лет производить 1 млн т кокса на Украине.

Национализация и повторная продажа “Криворожстали” значились в предвыборной программе президента Украины Виктора Ющенко. 2 июня апелляционная инстанция Киевского хозяйственного суда признала приватизацию незаконной, а 16 июня акции “Криворожстали” были переписаны на ФГИ Украины.

Правда, чиновник администрации президента России высказал предположение, что объявленная стартовая цена “Криворожстали” “чрезмерно высока”, и усомнился, что кто-то захочет приобрести госпакет за такие деньги. Он не смог прояснить, обращались ли российские бизнесмены за политической поддержкой в Кремль.

Но эксперты предрекают оглушительный успех торгам. Топ-менеджер одной из крупных российских металлургических групп напоминает, что таких значимых активов в Европе больше не продается. “По объемам выпуска “Криворожсталь” – это 70% от “Северстали”, а она стоит $4,5 млрд”, – соглашается аналитик “Атона” Тимоти Маккачен. Алексей Морозов из Brunswick UBS полагает, что итоговая цена за актив может дойти до $2,5 млрд. А обеспеченность предприятия лишь рудой не должна отпугнуть претендентов. “Уголь “Криворожсталь” покупает у предприятий Ахметова, – говорит аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. – Но “Криворожсталь” – крупнейший потребитель, и разорвать с ней отношения не получится”. Нуштаев напоминает, что в схожей ситуации оказался недавно Магнитогорский меткомбинат, сумевший в короткий срок найти альтернативных поставщиков.

В Mittal Steel, “Северстали” и “Евразхолдинге” неоднократно подтверждали интерес к покупке “Криворожстали”. Но в пятницу представители этих компаний, а также Arcelor, SCM и U.S. Steel от комментариев отказались.

Каждому из претендентов придется занимать на покупку, замечает Морозов из Brunswick UBS. К примеру, у “Северстали” имеется $1 млрд свободных денежных средств, а “Евразхолдинг” не может похвастаться и половиной этой суммы.

Придется обращаться в банки и ИМС, если он не захочет упускать “Криворожсталь”. Еще в июне премьер Юлия Тимошенко пообещала, что бывшие собственники предприятия смогут участвовать в торгах. Но уплаченные за отобранный пакет $800 млн ИМС получит только после новой приватизации “Криворожстали”, сказала она. Впрочем, компании могут вернуться далеко не все уплаченные деньги – в ФГИ пообещали провести аудит предприятия на предмет выявления “ущерба государству”.

С представителями Пинчука связаться не удалось, а в System Capital Management от комментариев воздержались. Адвокат ИМС – партнер юрфирмы “Правис” Арсений Малютин признает: его клиент не может предотвратить проведение повторного конкурса. “Высший хозяйственный суд отклонил нашу кассацию в конце июля, – говорит он. – Вторую, в Верховный суд Украины, мы только готовимся подать, а жалоба в Европейский суд по правам человека будет рассмотрена не раньше чем через год”.