О пользе искренней веры


Экономист MIT Джонатан Грюбер проанализировал данные переписи населения 1990 г. и социально-экономических опросов, исследовав религиозное поведение и социально-экономическое благополучие белых жителей США старше 25 лет. Он выявил, что чем выше концентрация верующих на территории и чем чаще они посещают церковь, тем выше уровень образования и социальное благополучие жителей данного района.

В “религиозных” районах, население которых вдвое чаще среднего по США посещает церковь (при условии, если население моноконфессионально), доходы домохозяйств на 9,1% выше, чем в других. Вдобавок в районах с высокой набожностью и плотностью верующих больше людей с высшим образованием (в среднем каждый житель такого района тратит на учебу на 0,5 года больше среднего) и прочнее браки (число супружеских пар на 4,4% выше, а разводов – на 4% ниже среднего).

Эти цифры Грюбер объясняет механизмом “накопления социального капитала” – в “религиозных” районах индивид погружен в более богатую систему социальных связей, там проще подтвердить репутацию и выше доверие одного члена общины к другому. Кроме того, религиозные общины оказывают верующим финансовую помощь, помогая им быстрее оправиться от социально-экономических потрясений. Наконец, личная вера может напрямую влиять на экономическую и социальную успешность человека, предполагает Грюбер: “Верующие люди менее подвержены стрессу, что повышает их шансы на успех на рынке труда и в жизни”.

Было бы очень интересно провести аналогичное исследование и в России, ведь “в обществах, где не развиты формальные институты, социальный капитал и доверие играют гораздо большую роль [в сравнении с США]”, полагает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. Но сделать это будет очень трудно: точных данных даже о числе верующих не существует, отмечает директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева (в США верит 95% населения).

В России число верующих на Северном Кавказе выше, чем на европейской территории страны, замечает директор Центра фискальной политики Галина Курляндская. “Но это самые бедные наши республики”, – отмечает Курляндская.

Гуриев предполагает, что в нашей стране накоплению социального капитала более способствуют этнические связи, чем религиозные. А Малева думает, что росту благосостояния способствует не столько концентрация верующих, сколько отсутствие межконфессиональных конфликтов: “Религиозно-однородное общество более консолидировано и работает как слаженный механизм, что и ведет к экономической успешности”.

Но бизнесмены довольны верующими. “Они честны и никогда не бывают замешаны во внутрикорпоративной коррупции”, – отмечает директор Института корпоративного развития группы компаний “Ренова” Олег Алексеев. Они не отличаются большей производительностью труда, добавляет он, но “для корпорации в таких людях самое главное – их честность”. Религиозность влияет на деловую культуру, в которой доверие – это основной элемент, полагает Алексеев. Впрочем, он не исключает, что выявленная Грюбером закономерность обнаружится и в России - достаточно вспомнить о традициях старообрядцев”.