Плановый обман

Д. Гришкин

С 1 июля Федеральная налоговая служба (ФНС) перестала рассылать территориальным управлениям планы по сбору налогов. Их заменили “бюджетными ориентирами”. Министр финансов Алексей Кудрин тогда объяснил, что выполняет поручение президента, который назвал приоритетом для налоговых органов “проверку исполнения законодательства”, а не выполнение “каких бы то ни было планов по сбору налогов”. По его словам, отныне налоговая служба получает не задание, а “индикативные показатели”, невыполнение которых не влечет наказаний.

Однако, получив зарплату за III квартал, сотрудники одной из межрегиональных налоговых инспекций обнаружили, что им выплатили на треть меньше обычного. “Выяснилось, что нас лишили премии за невыполнение плана”, – возмущается сотрудник инспекции. В августе – октябре вдвое урезали премию и сотрудникам межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам № 3, жалуется сотрудник инспекции. А старший инспектор одной из подмосковных налоговых инспекций говорит, что “постоянно идут разговоры, что при невыполнении бюджетных ориентиров нам будут срезать премиальные”.

По словам сотрудников инспекций, премии им выплачиваются на основании двух приказов руководителя Федеральной налоговой службы – от 10 февраля и от 18 июля 2005 г. Оба документа имеются в распоряжении “Ведомостей”. В одном из них говорится, что премирование “осуществляется в зависимости от результатов работы”. А в другом приведен перечень показателей, по которым определяется “результативность” работы инспекторов. Критериями оценки считаются “выполнение задания по мобилизации доходов”, “снижение задолженности по налоговым платежам” и “рост доначисленных доходов по результатам контрольных мероприятий”. “Оба приказа действующие, мы обязаны их выполнять”, – говорит сотрудник межрегиональной инспекции.

“Когда заявляют одно, а делают прямо противоположное, это называется обман”, – констатирует замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. По его словам, у бизнеса изначально “не было никаких иллюзий” по поводу того, что планы по сбору налогов могут действительно уйти в прошлое. “Достаточно взглянуть на проект бюджета-2006, куда Минфин заложил 90,1 млрд руб., которые должны быть собраны с предприятий в ходе налоговых проверок”, – возмущается Беляков.

Комментарии Федеральной налоговой службы получить не удалось. А чиновник Минфина полагает, что налоговики просто вольно истолковали слова Кудрина. Ведь в положении о ФНС говорится, что служба находится всего лишь “в ведении”, а не в прямом подчинении Минфина. Руководителя ФНС назначает правительство. “На деле [руководитель ФНС Анатолий] Сердюков напрямую общается с президентом и позволяет себе проводить собственную политику”, – признает чиновник Минфина.

“Сама ФНС может действительно получать не план, а бюджетные ориентировки, – рассуждает Илья Трунин из Института экономики переходного периода. – А затем ничего ей не мешает устанавливать инспекциям привычные задания и санкции за их невыполнение”.

“Печально, что задания отменить не удалось”, – сокрушается президент “МЦФЭР-консалтинга” Дмитрий Черник, бывший замминистра по налогам и сборам. Налогоплательщик не может рассчитывать на объективность инспекции, которая нацелена на наполнение бюджета, убежден он.

“А планы по доначислению налогов в ходе проверок нельзя устанавливать в принципе, поскольку они исходят из заведомой нечестности налогоплательщика”, – возмущается Антон Данилов-Данильян из “Деловой России”.

Объективный критерий оценки работы налоговиков должен быть только один, считает руководитель экспертного совета по налогам при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов. Это соотношение числа налогоплательщиков, у которых проведены выездные налоговые проверки, и числа решений налоговиков по итогам этих проверок, которые суды признали правильными.