Расследовать прилюдно


Сделать заседания парламентской комиссии открытыми предложили сразу несколько депутатов. Сегодня в уже принятом за основу президентском законе говорится, что заседания комиссии проходят, “как правило, в закрытом режиме”. Но по решению депутатов заседания могут быть публичными: в этих случаях, упоминалось в статье 15, “порядок допуска граждан и журналистов определяется комиссией самостоятельно”. Депутаты Андрей Стрельников (“Единая Россия”) и Сергей Решульский (КПРФ) предложили Госдуме отвергнуть эту схему и перенести опыт американского конгресса на российскую почву. “Заседания комиссии проводятся открыто, гласно и освещаются в СМИ. В исключительных случаях комиссия может принять большинством голосов решение о проведении закрытого заседания”, – предлагают авторы поправок.

Хотя на вчерашнем заседании рабочей группы поправки отклонили, ее глава и председатель профильного комитета по госстроительству Владимир Плигин пообещал “Ведомостям”, что в итоговом тексте будет отмечено, что “заседания будут открытыми для прессы”. По словам Плигина, в статье 15 требуется определить пределы “личной или государственной тайны, при затрагивании которых члены комиссии будут закрывать заседания”. Член рабочей группы Сергей Попов предлагает взять за образец судебную практику: “Во время судебных заседаний по преступлениям, совершенным на сексуальной почве, или при допросах несовершеннолетних заседание закрывается”.

Открытость заседаний позволит дисциплинировать ведение и протоколирование хода заседаний, надеются депутаты. Член рабочей группы Юрий Иванов напомнил о проблемах комиссии по Беслану. “На часть вопросов депутатов силовики отвечают персонально, кто записочки передает, кто устно что-то кому-то разъясняет, присутствовавший лично на прошлом заседании Ткачев что-то письменно разъяснял [руководитель следственной бригады Генпрокуратуры расследования теракта в Беслане Игорь Ткачев]. Такая переписка Крупской с Лениным недопустима”, – возмущался Иванов. Другую новеллу предложил Стрельников: указывать в докладе президенту на привлечение к уголовной и гражданской ответственности чиновников, в отношении которых были выявлены “достоверные факты бездействия или совершения действий, несовместимых со статусом”. Президенту предлагается прореагировать в месячный срок.

Но эксперты скептически расценивают попытки депутатов отвоевать свои полномочия перед исполнительной властью. “В концепции изначально отсутствовала ссылка на базовое право российского парламентаризма – на самостоятельное расследование одной из палат”, – считает политолог Борис Макаренко. Есть и другой изъян – невозможность вести расследование, когда его уже начали правоохранители. “А без этих мер свидетели и эксперты комиссии не будут воспринимать ее всерьез”, – резюмирует эксперт.