Не нужны $2 млрд


Киприотам принадлежит 45,2% акций “Норникеля”, он выплатил в 2004 г. около $0,5 млрд дивидендов ($0,2 млрд ушли на Кипр). Более 20% акций “Новатэка” владеет кипрский офшор, за 9 месяцев 2005 г. утверждены дивиденды почти в $40 млн. Представитель “Новатэка” Михаил Лозовой отказался комментировать инициативу Сердюкова: “это не касается компании и является делом ее акционеров”. “Норникель” тоже воздержался от комментариев, но эксперты убеждены, что на самом деле бизнесменам ничего не грозит. Пересмотр международных соглашений – дело не одного года, говорит Геннадий Камышников.

На вчерашнем совещании в ФНС Фрадков посетовал, что из-за бездеятельности чиновников у правительства недостаточно данных для предметного разговора о снижении НДС до 13%. Минфин и Минэкономразвития (оба ведомства категорически против предложения Фрадкова) за последний год прислали минимум два доклада о бюджетных последствиях снижения налога до 13% – и в последнем из них утверждается, что либеральная мера обойдется казне в 504,8 млрд руб. Источник в правительстве пояснил “Ведомостям”, что на закрытом совещании президент Путин потребовал развернутых данных не только о бюджетных потерях, но и о плюсах 13%-ной ставки НДС. А источник, близкий к администрации президента, заявил “Ведомостям”, что Кремль поддерживает идею премьера “пассивно”: “Фрадков руководит правительством и вполне способен решить вопрос самостоятельно. [Михаилу] Касьянову вполне хватало полномочий, чтобы единолично решить вопрос, что никаких НДС-счетов не будет, хотя и Минфин, и налоговики настаивали на обратном”.

Найти поддержку в ФНС премьеру будет нелегко. Служба значительно перевыполнила бюджетное задание (см. справку), но Анатолий Сердюков заявил вчера, что бюджет потерял в 2004 г. $2 млрд “оттого, что владельцы российских компаний являются резидентами офшорных зон”. Партнер Deloitte Геннадий Камышников пояснил “Ведомостям”, что дивиденды, которые одна российская компания выплачивает другой, облагаются налогом по ставке 9%, а с дивидендов в пользу голландских или кипрских акционеров по соглашениям об избежании двойного налогообложения в российский бюджет уплачивается лишь 5%. Сердюков предложил “провести инвентаризацию всех соглашений об избежании двойного налогообложения.”

Экономисты не поддерживают ни идею Фрадкова, ни предложение Сердюкова. Снижение НДС приведет к сокращению профицита и росту инфляционного давления, а также увеличит зависимость бюджета от цен на нефть, говорит экономист ИБ “Траст” Евгений Надоршин. А инициатива Сердюкова – при успешной ее реализации – снизит отток капитала. “С макроэкономической точки зрения гораздо лучше, чтобы капитал утекал”, – считает эксперт. А главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков считает, что в сегодняшних благополучных бюджетных условиях правительству важнее сосредоточиться не на поиске дополнительных источников дохода, а на создании условий для экономического роста.