Где зарыт талант


Трудно найти дизайнера, которого хотя бы раз не пугала перспектива остаться без копейки в кармане. Поэтому каждый, кто считает эту профессию своим призванием, рано или поздно задумывается: что сделать, чтобы преуспеть? Может, мне не хватает таланта или смелости? Может, нужно больше себя рекламировать?

Алло, мы ищем Маккуинов!

Для подавляющего большинства ответ на этот вопрос звучит просто: успех требует денег. В конце концов, стартовый капитал необходим для раскрутки любого бизнеса. При этом секрет кроется не столько в создании яркого брэнда, сколько в выводе его на рынок. Вполне понятно, почему в последние годы в мире моды появилось так много конкурсов для молодых дизайнеров, где к награде прилагается щедрое денежное вознаграждение. Казалось бы, решение проблемы найдено. Но так ли это в действительности?

Самые престижные конкурсы – Fashion Fringe, CFDA/Vogue Fashion Fund и Who is On the Next. Здесь молодые дизайнеры получают вознаграждения в размере около полумиллиона долларов.

Например, Fashion Fringe, который спонсируют компании IMG, Red Bull и L’Oreal, начался в прошлом году с объявления четырех финалистов, которых выбрали из сотен претендентов со всей Великобритании. Перед ними была поставлена задача – создать авторские коллекции и продемонстрировать их жюри. Победителя ждало вознаграждение в 100 000 фунтов стерлингов ($172 535). Цель – открыть новые таланты и сформировать молодое поколение законодателей моды в Великобритании, которое пойдет по стопам Александра Маккуина и Вивьен Вествуд.

По другую сторону океана проходит аналогичный конкурс CFDA/Vogue Fashion Fund, который основали Анна Винтур и Питер Арнольд из Совета дизайнеров моды Америки. В нем участвуют только американские дизайнеры или модельеры, ведущие бизнес в США. Победитель получает приз в $200 000 и поддержку таких крупных фигур индустрии моды, как, например, Роуз Мари Браво из Burberry.

Еще один новый конкурс, Who is On the Next, появился в этом году в Италии. Он проходит во время Миланской недели моды, а его организатор – итальянский Vogue, который вручает приз в 150 000 евро ($176 949) одному или нескольким дизайнерам.

Победителей конкурсов поддерживают самые сильные игроки индустрии моды. Однако сами по себе награды не являются заветным пропуском в мир haute couture, и далеко не всем лауреатам суждено создать успешные брэнды. “С моей точки зрения, затраты модельеров в последние годы сильно увеличились, а конкуренция между ними выросла, – делится своими наблюдениями Анна Винтур. – Когда на рынке действуют такие гиганты, как LVMH, одиночки тратят гораздо больше средств на открытие своего бизнеса. Для них это почти нереально”. “У молодых дарований нет времени на то, чтобы раскрыть свой талант в полной мере, – утверждает Робин Шули, член жюри швейцарского фестиваля. – А сам по себе денежный приз не гарантирует успеха”.

Надбавка за талант

Тем не менее организаторы российских конкурсов молодых дизайнеров подумывают о введении денежных призов. “Традиционно молодой дизайнер, победивший в номинации, получал статуэтку. С будущего года мы намерены выплачивать также денежное вознаграждение в размере $10 000”, – говорит Александр Шумский, генеральный продюсер Российской недели моды.

Однако сами модельеры не в восторге от такой прибавки. “По моим подсчетам, создание одной коллекции обходится в $20 000. Но что делать с этой коллекцией дальше, если у тебя не налажено производство?” – задает вопрос Екатерина Полянская, молодой дизайнер и владелица марки Feeric. По ее подсчетам, для создания марки и запуска поточного производства требуется начальный капитал в $300 000. “Ни один конкурс не сможет предоставить такого денежного вознаграждения. Модельеру так или иначе придется искать инвесторов”, – объясняет она. Сама Полянская накопила кое-какие средства благодаря занятию ландшафтным дизайном (по образованию она архитектор). Параллельно она работала моделью в доме моды Валентина Юдашкина, где познакомилась с будущими партнерами по бизнесу. Пять лет назад они создали марку Feeric. Сейчас Полянская владеет ею единолично. Бизнес развивается, но не так стремительно, как хотелось бы. “Я поняла, что в индустрии моды быстрых денег не сделаешь. Первые дивиденды можно получить только через 8–10 лет”, – уверяет она.

Тем не менее Полянская согласна с тем, что любой бизнес легче развивать, если марка становится узнаваемой. “Для этого, на мой взгляд, и нужны конкурсы и показы. Они помогают засветиться в СМИ и привлечь внимание публики”, – добавляет она.

Премия – хорошо, а стажировка – лучше

Эвелина Хромченко, главный редактор журнала L’Officiel в России и член жюри российских конкурсов молодых модельеров “Русский силуэт”, “Платье года”, “Адмиралтейская игла” и др., считает, что самым ценным подарком начинающему дизайнеру может стать грант на учебу в престижной западной школе моды или стажировка в известном доме моды. По ее словам, победители разных лет стажировались в домах моды Yves Saint Laurent, Givenchy, Alexander McQueen, Kenzo, Ermenegildo Zegna. Важность стажировки и обучения за рубежом отмечает и Александр Шумский. “Наши дизайнеры не получают комплексного образования, необходимого представителю индустрии моды, – говорит он. – В вузах их учат ремеслу портного, но никто не дает им экономических знаний. И это при том, что современная мода на 80% – бизнес и только на 20% – творчество”.

“Я бы советовала молодым дизайнерам поехать учиться или работать в Нью-Йорк. Именно там можно научиться основам так называемого индустриального дизайна, который необходим для создания собственного бизнеса по производству одежды”, – говорит по этому поводу Васса, основательница и владелица одноименной марки Wassa.

“После обучения и стажировки начинающему дизайнеру лучше всего устроиться в известный дом моды или в крупную компанию по производству одежды, – считает Шумский. – Там можно получить хороший опыт работы и обзавестись нужными связями”. Только после этого он советует дизайнерам создавать собственный брэнд.

Часть модельеров согласна с этим. Так, Ольга Ромина, дизайнер торговой марки Romina и одна из победительниц конкурса “Русский силуэт”, начала свою карьеру с длительной стажировки в доме моды Вячеслава Зайцева. Чуть позже она поехала на месячную стажировку в датскую компанию Saga Furs. “Это был бесценный опыт. Я поняла, как работает индустрия моды, как организовывать бизнес и какие вещи шить”, – рассказывает Ромина. По ее словам, теперь при создании коллекций она ориентируется на конкретного потребителя. Ее мечта – сотрудничать с одним из европейских домов моды. “Это было бы очень интересно и познавательно”, – делится она своими мыслями.

Однако некоторые модельеры считают себя слишком независимыми для того, чтобы работать в крупном доме моды. Так, один молодой дизайнер, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что не нуждается в наставниках, потому что и его знаний ему хватает.

Многие считают, что такая позиция свидетельствует о головокружении от успехов и чревата последствиями. “Юнцы думают, что наступают на горло собственной песне. Они отказываются от замечательного шанса воочию увидеть, что же такое настоящий бизнес моды”, – говорит Хромченко. “Результат этого плачевен”, – добавляет Васса. “У нас реально нет индустрии моды. А конкурсы дизайнеров и прочие показы – это просто веселые тусовки, где мало говорят о развитии рынка”, – констатирует она.

Однако Шумский смотрит в будущее с оптимизмом. Еще четыре года назад в Москве было всего 2–3 магазина, где продавалась одежда отечественных дизайнеров, говорит он. Сейчас их уже 30–40, а через три года будет еще больше. “В ближайшие годы многие российские брэнды прочно встанут на ноги”, – уверяет он и добавляет, что конкурсы молодых дизайнеров играют немаловажную роль в развитии индустрии моды. Они помогают найти таланты и оказывают посильную финансовую поддержку тем, кто этого заслуживает. С этим мнением согласна и Хромченко: “Если же человек на самом деле талантлив, это автоматически притягивает к нему клиентов, работодателей и инвесторов. Всегда есть шанс прорваться наверх”. (Использованы материалы FT.)