Худого слова не скажешь


Рекламой поработало и заявление, что фильм основан на реальных событиях и в 1943 г. в СССР на самом деле существовал высокогорный лагерь, где из детей-рецидивистов, приравненных сталинским указом ко взрослым уголовникам, готовили диверсантов экстра-класса. Но в последний момент вдруг запротестовала ФСБ, и сценарист Владимир Кунин сказал, что все выдумал. В итоге Атанесяну пришлось назвать фильм метафорой, что выглядит натяжкой и почем зря провоцирует искать в “Сволочах” второй и третий смыслы, коих там не задумано.

Чего хотели авторы, понимаешь, просто глядя на картинку и монтаж: ну вот-вот-вот, уже почти Голливуд. Культурно, гладко, безусловно просчитано – как, впрочем, и сценарные ходы, в которых видна забота о том, чтобы вовремя надавить на слезные железы зрителей, но не заметно желания развивать характеры, что было бы нелишне в фильме, где главные герои – дети, чья психика подвижна и сама по себе, а уж условия, в которые поместил своих персонажей Кунин, и подавно должны, по художественной логике, перепахать в них все, что можно.

Но в “Сволочах” сразу ясно, кто молодец и товарища в беде не бросит. И вообще все как положено в армейском боевике. Тренировки, во время которых гибнет несколько пацанов, кто по глупости, кто при попытке побега. Потом – ответственное задание с пиротехническим спецэффектом. А в отношениях, при всех блатных привычках, – тишь да гладь. На всю малолетнюю ораву только одна лопоухая сволочь, испортившая чужой парашют – чтоб не раскрылся. Инструкторы (Андрей Панин и Андрей Краско) беспризорникам с самого начала как отцы родные, только переживают за подопечных по-разному: Панин понервознее, а Краско весь фильм только и делает, что сокрушенно качает головой. Идиллическую картину довершает песня Вертинского про желтого ангела, которую сначала напевает один из главных героев, а потом разучивает весь отряд.

Все это не режет глаз потому, что, во-первых, дети-актеры не фальшивят. Во-вторых, как коммерческое кино “Сволочи” сделаны грамотно – тут взятки гладки.

И наконец, по идеологии фильм все-таки занятен. В том числе и тем, что логично встраивается в тенденцию последнего времени, которую в рабочем порядке можно назвать “другим патриотизмом”. В этом смысле “Сволочи” идут вслед не только “9 роте”, но и, например, давнему роману Михаила Кононова “Голая пионерка”, актуализированному в прошлом сезоне театральной постановкой Кирилла Серебренникова. “Другой” этот патриотизм потому, что переосмысляет военную мифологию, в “Сволочах” – смещаясь из государственной в частную сферу. В фильме Атанесяна оба главных героя-пацана почти до конца плюют и на Родину вообще, и на Сталина в частности, постоянно прикидывают, как бы сбежать, но выполняют-таки свое подрывное задание – чтобы отомстить немцам за убитых друзей. Кстати, сами фашисты появляются в кадре на несколько секунд и показаны неожиданно человечно: “Боже мой, это же дети. Что мы делаем!” – ахает немецкий офицер над трупами диверсантов. Вместо того чтоб искать других детей, которые уже подожгли на его складе боеприпасов бикфордов шнур.