Инвесторам хорошо там, где их нет


Рейтинг дружелюбия стран по отношению к иностранным инвесторам был опубликован на интернет-сайте американского журнала Forbes на этой неделе. “Каждый показатель в нашем рейтинге взят из специальных докладов авторитетных исследовательских организаций, – отмечает руководитель проекта, заместитель главного редактора журнала Джек Гейдж. – Главный плюс нашего индекса в том, что мы собрали воедино самые важные для инвесторов результаты множества разных исследований и проранжировали эти показатели”.

Несмотря на 103-е место, в России все не так плохо. В частности, как выяснил Forbes, здесь прекрасный налог на прибыль (ниже, чем у 77% стран, вошедших в список), а государство не злоупотребляет вмешательством в экономику и регулированием цен (с этим в России лучше, чем у 50% и 56% стран соответственно). В нижней части списка Россия оказалась благодаря высокой коррупции (хуже, чем в 79% стран) и ограничению личных свобод (хуже, чем в 74%), а также проблемам с конкурентной средой, технологиями и ограничениями для иностранцев (хуже, чем у 67–68%). Китай, нашего соседа в списке, подвело почти полное отсутствие свобод и ограничения для иностранцев. Казахстану помешали занять более достойное место мощные ограничения для иностранцев (выше они только в 3% стран).

Журнал явно недооценил Россию, уверен чиновник Минэкономразвития. Поступающие в страну прямые иностранные инвестиции (ПИИ) из года в год растут, проникая во все большее число отраслей и регионов. В 2005 г., по оценке Центробанка, в Россию поступило $16,7 млрд ПИИ (в 2004 г. – $12,1 млрд).

Другие аутсайдеры Forbes – тоже лидеры по привлеченным ПИИ. Китай (102-е место) в 2005 г. оказался, по оценке UNCTAD (подразделение ООН), на 3-м месте в мире с $60,3 млрд после Британии и США. Египет (101-е) привлек $4,2 млрд – большего в прошлом году на африканском континенте добилась только ЮАР. А в Индонезию (117-е) иностранцы в прошлом году вложили почти $4 млрд – немногим меньше, чем в Таиланд (49-е), Малайзию (42-е) и Южную Корею (15-е).

По объему прямых иностранных инвестиций тройка лидеров списка Forbes выглядят на фоне Китая настоящими карликами. В 2004 г. Дания получила $23,7 млрд (данные нацбанка страны), Финляндия – $3,7 млрд, Исландия – вообще $308 млн (данные UNCTAD). В Эстонию (8-е место) иностранцы вложили 838 млн евро (нацбанк страны).

Инвесторы ориентируются на соотношение риска и доходности, объясняет этот парадокс Гейдж из Forbes: “В Китае риск велик, но велика и награда”. Объем рынка, скорость роста экономики и дешевизна рабочей силы в Китае вполне компенсируют инвесторам превратности инвестиционного климата, считает эксперт британского Economist Intelligence Unit Филипп Уайт. Финский инвестклимат “определенно дружелюбнее” французского, добавляет он, но Финляндия расположена “на задворках Европы”, а Франция (26-е место) – в стратегически важном регионе, и она получает больше инвестиций.

Инвестклимат – важный, но не решающий фактор при принятии решения о вложениях, считает директор по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадим Клейнер. “Деньги идут туда, где им комфортно и где они могут работать, принося инвестору прибыль”, – говорит партнер Ernst & Young Александр Ивлев. Все зависит от склонности инвестора к риску, добавляет Клейнер. Больше дружелюбности важны для инвесторов размер рынка и стоимость рабочей силы, считает руководитель отдела исследований “ING Bank (Евразия)” Юлия Цепляева. Любой руководитель компании, собирающийся инвестировать за рубежом, рассчитывает риски и прибыли сам, а самый полезный рейтинг для инвестора – это “индекс Биг Мака” (придуман журналом Economist), показывающий сравнительную покупательную способность разных валют мира, говорит соучредитель инвесткомпании Firebird Ян Хаг.