Сюрпризы на выбор


Выпуск подарочных сертификатов – актуальная тенденция в российской рознице: сейчас они есть у большинства известных ритейлоров, замечает гендиректор маркетингового агентства “Точка роста” Роман Шалимов. В прошлом году карты появились у сети салонов белья “Эстель Адони”, компании “М.Видео”, торгового центра бутиков “Крокус Сити Молл”, универсамов Boyner и сети гипермаркетов “Мосмарт”. В магазинах белья “Бюстье” продажи подарочных карт за 2005 г. выросли в 20 раз. Сеть бытовой техники “Мир” с 2002 г. ежегодно увеличивает продажи карт вдвое, говорит Елизавета Тотунова, PR-директор компании. Сейчас на них приходится около 1,5% от общего оборота сети – больше $4 млн. А “Дикая орхидея” продает около 4000 сертификатов в год на $1 млн.

По оценке агентства Step by Step, только москвичи тратят в год на подарки около $500 млн. При этом половина из них испытывает проблемы с выбором подарка.

Ритейлоров не удивляет появление компаний, специализирующихся на торговле подарочными сертификатами. Самые амбициозные планы у голландской компании Darclub Holding BV. Ее “дочка”, Darclub Russia, обещает вложить в проект по выпуску универсальной подарочной карты $30 млн. По словам Яна те Риеле, директора по маркетингу Darclub Holding, это деньги частных голландских инвесторов, имеющих опыт продажи подарочных карт в Европе. Инвестиции пойдут на выпуск карты, создание сети продаж в розничных центрах и на рекламную кампанию. Сейчас Darclub собирает пул из 200–300 компаний, которые будут принимать карту. Компания рассчитывает начать продажи в апреле и реализовать до конца года 500 000 карт.

Похожую идею в более скромных масштабах реализует известный предприниматель, совладелец “Магазина горящих путевок” Андрей Озолинь. Созданная им компания “Национальный подарочный клуб” выпустила несколько подарочных карт под зонтичным брэндом “Карт-бланш”. Они позволяют выбрать подарок для любого: к примеру, “Только Я” предназначена для оплаты услуг в салонах красоты, магазинах косметики и центрах здоровья, “Дело мужское” – для бильярдных, автосервисов и фитнес-центров, “День варенья” – для магазинов игрушек и развлекательных центров. Со своих партнеров, среди которых пока небольшие компании, Озолинь получает комиссию в 1% от объемов продаж. Правда, рассказал он “Ведомостям”, продажи фактически не начались – сейчас создается система дистрибуции.

Дальше всех удалось продвинуться компании Softline, дистрибутору программного обеспечения, открывшей в конце прошлого года интернет-магазин подарочных карт daripodarki.ru. За это время он продал несколько сотен сертификатов 30 компаний, среди которых как известные – “Мир”, “Эстель Адони”, “Красный куб”, так и небольшие вроде магазинов “Экспедиция”, центра здоровья “Атлантика-spa” или магазина “Мир рыболова”. Спрос растет очень быстро и на хорошие обороты компания рассчитывает выйти к следующему Новому году, рассказал Роман Агафонов, заместитель директора департамента инновационных проектов Softline. Этому должна помочь реклама в Интернете, московском метро и СМИ, которую Softline запускает в марте. Daripodarki.ru получает от партнеров комиссию в размере 10–15% от номинала проданных карт.

Идея интернет-магазина сертификатов нравится компаниям больше, чем универсальная карта. Семен Слуцкий, замгендиректора сети гипермаркетов “Мосмарт”, говорит, что ему было бы интересно продавать карты сети через Интернет, а вот в универсальной карте компания не нуждается, так как не хочет делить ни с кем своего покупателя. “Мы не можем контролировать уровень обслуживания в магазинах-партнерах, – соглашается PR-директор “Дикой орхидеи” Оксана Донская. – А если он недотягивает, это отразится и на репутации нашей компании”.