Хорошего помногу


Том Путман – председатель совета директоров компании Markem, которая производит специализированное печатное оборудование в г. Кин, штат Нью-Гемпшир. Кроме того, он входит в совет попечителей поселения художников MacDowell. Это самое старое и знаменитое образование такого рода в США. Чтобы разработать новый станок, Путман собрал вместе дюжину инженеров, программистов, техников и маркетологов. А затем вывез их и поселил в MacDowell.

В этой колонии с момента ее основания в 1907 г. в разное время жили более 5700 людей творческих профессий. Она представляет собой расположенный в сосновом лесу поселок, состоящий из 32 деревянных коттеджей. В каждом из них кровать, камин и еще несколько нехитрых предметов интерьера. Самое главное – в них нет ни радио, ни телевидения, ни доступа в Интернет. Позавтракать и поужинать можно в перестроенном в столовую амбаре. Обед приносят на крыльцо – это наполненная снедью корзина для пикника. Художники, музыканты, поэты и писатели, которых приглашают пожить пару месяцев в MacDowell, не обязаны на-гора выдавать “продукт”. “Когда нет никакого давления, ничто не останавливает поток творчества, – говорит музыкант Элизабет Браун из Бруклина, которая сочиняет в MacDowell оперу об электрификации отдаленных сельских районов. – Здесь меня все вдохновляет”. Этому способствуют непредсказуемость и свобода собраний. Как-то, гуляя по лесу, она увидела фотографа, который проецировал на стволы деревьев фотографии своих близких. “Я услышала в этом музыку”, – говорит Браун. Некоторые обитатели MacDowell, впрочем, сами устанавливают себе дедлайны. “Мой будильник звонит каждые 15 минут, – рассказывает Митч Элизабет Маккабе, режиссер из Нью-Йорка. – Стыдно тратить без толку даже мгновение, проведенное в этом месте”.

Эксперты в области управления утверждают, что атмосфера, подобная той, что культивируют в MacDowell, может с успехом применяться в бизнесе. “Если это работает в художественной среде, можно с высокой степенью вероятности полагать, что те же методики будут работать и в деле”, – говорит Томас Девенпорт, профессор менеджмента в колледже Бабсон. С ним согласен Ричард Флорида, профессор из Университета Джорджа Мейсона, автор книги “Подъем творческого класса”. Руководители зачастую задействуют лишь малую толику творческого потенциала своих сотрудников, говорит он. По его мнению, успешные компании в будущем все больше станут напоминать поселения художников или лаборатории, чем офисы.

Компания Путмана Markem не единственная, кто экспериментирует с корпоративной атмосферой и творческой средой. В перестроенной готической церкви в г. Шарлотте, штат Северная Каролина, Институт инноваций при центре изобразительных искусств McColl регулярно устраивает шестидневные сессии для топ-менеджеров на базе местного поселения художников. “Творческое начало есть в каждом, – говорит Сюзанна Фетчер, президент центра, – но слишком многие теряют навык быть креативным”. Из центра недавно уехала Барбара Спрадлинг, старший вице-президент по вопросам кризисного управления Bank of America. “Я улучшила свои навыки мыслить нестандартно”, – объясняет она.

Когда Markem вывезла в MacDowell свою группу, ее участникам не дали никакого регламента работ. В результате опытный образец нового станка был готов уже через полгода – вдвое быстрее, чем обычно. “Ничто не сдерживало творчество”, – говорит Путман.

В больших корпорациях нередко используются схожие методики. В Google, к примеру, инженеры и техники могут посвящать до 20% своего времени на работу над проектами по собственному выбору. Это привело к созданию в компании новостных и коммуникационных продуктов. В SAS Institute, который производит программное обеспечение, поощряют инновации, формируя эгалитарную корпоративную атмосферу, составляя гибкие графики работы, создавая команды из сотрудников разных отделов, а также предлагая работникам лучшие условия труда. При офисе открыты врачебный кабинет, детский сад, парикмахерская и спортзал.

“Среда, в которой работают люди умственного труда, должна способствовать тому, чтобы они лучше концентрировались на своей работе, – говорит Джим Гуднайт, гендиректорв компании Cary. – Но нельзя забывать, что стоит создать слишком хорошие условия – и ваш бизнес развалится”. (WSJ, 20.03.2006, Ирина Окунькова)