ИНТЕРВЬЮ: Семен Рабовский, гендиректор “Комстар-ОТС”


Созданный два года назад оператор “Комстар – Объединенные телесистемы” разместил акции на Лондонской бирже и получил около $1 млрд, которые планирует вложить в региональную экспансию. В интервью “Ведомостям” гендиректор “Комстара” Семен Рабовский объяснил, почему его компания не планирует финансировать свою “дочку” МГТС и как намерена повышать свои доходы.

– Какова стратегия, миссия компании?

– Миссия – очень ответственная формулировка: она должна утверждаться советом директоров, собранием акционеров. Я буду говорить о том, как менеджмент видит компанию в будущем. Мы видим компанию как федерального мультисервисного оператора. А это технологическая инновационность, разработка новых услуг, региональное развитие путем как поглощения компаний, так и создания собственной федеральной мультисервисной сети. Бизнес из Москвы двинулся в регионы, поэтому наша региональная экспансия – это в том числе и способ сохранить своих нынешних клиентов.

Но ключевое для нас слово – “мультисервисный”. Один из наших постулатов – не просто следовать за потребностями рынка, а самим их формировать. Мы стремимся быть телекоммуникационным партнером наших клиентов, чтобы новые сервисы становились неотъемлемой частью их бизнеса. Чтобы клиент солидной компании понимал, что без тех или иных услуг и технологий он теряет определенные конкурентные преимущества.

В структуру группы компаний “Комстар-ОТС” входят МГТС, “МТУ-Интел”. И мы можем рассчитывать на положительную синергию, оптимизацию производственных процессов. Сейчас нет необходимости, как 10 лет назад, строить отдельную кабельную сеть для каждого вида услуг. Строительство единой технологической инфраструктуры – одна из наших ближайших целей.

– В Лондоне “Комстар” привлек около $970 млн. Как вы планируете использовать эти средства?

– Основное направление – региональное развитие, приобретения.

– Какие приобретения намечаются?

– В наших правилах не говорить о потенциальных сделках до их закрытия. Мы ведем переговоры с целым рядом операторов в интересующих нас регионах. Есть критерии, по которым мы оцениваем привлекательность той или иной компании. Это география бизнеса, размер и качество абонентской базы, качество сети, прозрачность ведения бизнеса, лицензионное поле. Оценивается все вплоть до политических рисков, если речь идет о приобретении за пределами России. Нам нужно, чтобы приобретаемые компании дотягивались до нашего технологического уровня, до наших принципов ведения бизнеса, становились неотъемлемой частью “Комстара”.

– Выход за пределы страны тоже входит в ваши планы?

– Мы внимательно следим за всеми приватизационными процессами, которые происходят или готовятся в странах СНГ, за состоянием альтернативных операторов в этих странах. Но при этом мы должны четко видеть возможность интеграции данной компании в бизнес “Комстара”.

– В прошлом году МГТС стала дочерней компанией “Комстара”. Планируете ли вы направить часть средств, привлеченных в Лондоне, на ее развитие?

– Нет. Ситуация в МГТС во многом изменилась: были повышены тарифы, найдены технологические решения, позволившие сократить себестоимость поддержания сети. Компания сумела рефинансировать старые долги на более выгодных условиях. Так что реконструкция и развитие МГТС будут производиться за счет ее собственных средств.

– Некоторые аналитики беспокоятся за доходы МГТС – новые допуслуги теперь будет развивать сам “Комстар”, а МГТС останется с 4 млн домашних пользователей...

– МГТС как раз и должна сосредоточиться на этих 4 млн абонентов. Это совсем немало: если каждый воспользуется дополнительными услугами на доллар, то получится $4 млн в месяц. По мере создания единой мультисервисной сети новые услуги, наоборот, будут приходить в МГТС. В первую очередь она станет использовать технологию ADSL (позволяет организовать высокоскоростную передачу данных по телефонной медной паре. – “Ведомости”). Уже сейчас эта технология доступна в каждой квартире независимо от качества и поколения телефонной станции.

– То есть абонент МГТС при желании сможет получать те же услуги, что и клиенты “Комстара”?

– Во-первых, к “Стриму” уже сейчас подключен в среднем каждый 14-й абонент МГТС. Что касается предоставления услуг “Комстар-ОТС” абонентам МГТС, то с этой целью в этом году начинается строительство единой сети нового поколения (NGN) как опорного ядра для нужд всех наших компаний. Реконструкция сети, переход к пакетной коммутации открывают дорогу для развития принципиально нового набора услуг. Это доступ в Интернет с той скоростью, которую определит себе сам абонент, все виды голосовой, речевой почты, мгновенных сообщений и т. п. Можно создавать свои собственные частные выделенные сети, объединяя квартиру, дачу, офис.

– Некоторые участники рынка подозревают, что МГТС предоставляет “Комстару” льготы при оплате трафика...

– Любая сделка по использованию ресурсов, присоединению и т. д., заключаемая между МГТС и “Комстаром”, проходит через советы директоров обеих компаний, которые заинтересованы в соблюдении конкурентных рыночных условий. Кроме того, эксперты “Связьинвеста” (владеет 28% голосующих акций МГТС. – “Ведомости”) в совете директоров МГТС жестко за этим следят.

– Недавно “Комстар” объявил вторую оферту по выкупу акций МГТС у миноритариев. Есть надежда, что “Связьинвест” продаcт свой пакет “Комстару”?

– Мы объявили оферту, чтобы исполнить закон. Имея свыше 30% акций, при каждом дополнительном приращении 5% нужно обращаться к миноритариям с предложением о выкупе. Решение принимать “Связьинвесту”. Но если исходить из размера дивидендов, которые сейчас получает “Связьинвест” в МГТС, то предложенная нами цена за его пакет – это 150 лет получения дивидендов. Согласитесь, неплохая сделка.

– Как вы относитесь к тому, что Россвязьнадзор включил “Комстар” в реестр операторов, занимающих существенное положение? Ведь теперь ваши тарифы для других операторов будет регулировать государство?

– Это случилось бы неизбежно. В законе [“О связи”] написано, что при определении операторов, занимающих существенное положение, должны учитываться их родственные связи с другими компаниями. А у нас МГТС – дочерняя компания. Мы должны представлять в Россвязьнадзор свои тарифы на пропуск трафика, рассчитанные в соответствии с действующей методикой. Но они точно будут рентабельны. Никто не может заставить нас работать в убыток.

– Капитализация вашего основного конкурента в секторе корпоративных клиентов – компании Golden Telecom стоит на месте: инвесторы не понимают, за счет чего бизнес-сегмент будет расти. У вас есть ответ на этот вопрос?

– Бизнес-сегмент будет расти по мере развития деятельности самих клиентов. Общероссийские факторы роста спроса в корпоративном сегменте – экономический рост, рост деловой активности, объемов строительства. Компании открывают филиалы, двигаются в регионы, связь нужна более качественная. Клиенту становится мало электронной почты и голосового общения, серьезные компании уже задумываются о резервных дата-центрах, создают закрытые сети.

– Значит, рынок корпоративных клиентов растет экстенсивно?

– Безусловно. И его рост составляет около 12% в год, что немало.

– А каковы планы “Комстара” в сегменте домашних пользователей?

– Прежде всего это запуск услуг triple play как “коробочного продукта” на массовом рынке Москвы. В дальнейшем будем использовать федеральную мультисервисную сеть, чтобы на базе [бренда] “Стрим” развить федеральный бренд продуктов.

– Какие услуги вы подразумеваете под triple play?

– Интернет, телевидение, цифровая телефония. С точки зрения пользователя, удобство в том, что у всех этих услуг один поставщик, который присылает один счет. Уже сегодня все эти услуги клиент может приобрести в группе наших компаний, но пока он получит счета от двух или трех операторов. Наша задача – совместить системы выставления счетов таким образом, чтобы была единая точка доступа, одно окно. Этому должен способствовать и запуск сквозного бренда в рамках “Система Телеком”.

– Как скоро бренд “Стрим” станет федеральным?

– Для начала в следующем году мы начнем предлагать услуги triple play в тюменском регионе – в таких городах, как Надым, Сургут, Нижневартовск. Это не бедные города с длинными сибирскими ночами – у людей как раз есть время и телевизор посмотреть, и в Интернете побродить.

– В Москве услуги triple play уже оказывает “Комкор-ТВ”, на этот рынок выходят “Корбина Телеком”, “Центральный телеграф”. Чем вы будете отличаться от конкурентов?

– Наше основное преимущество – интерактивность, возможность обслуживать абонентов в соответствии с их персональными пожеланиями. На базе пакета “Стрим ТВ” уже реализуется принцип персонального ТВ – вашего личного, для которого вы можете формировать программу сами.

Вторая важная часть – контент. Раскройте программу телевидения – в течение дня по федеральным каналам идет 36 сериалов! А мы формируем собственную программную политику – выпускаем программы на национальных языках, исторические, обучающие, познавательные. Человек может сам выбирать то, что ему интересно, назначать просмотр на удобное время, сформировать собственный пакет программ и не зависеть от воли телевизионного редактора или хозяина канала. Это другой уровень потребления. Чем больше будет клиентов у “Стрим ТВ”, тем больше у нас будет возможностей покупать права на трансляцию тех или иных передач, спортивных событий, эстрадных церемоний и т. д.

Раньше, чтобы воспользоваться услугами “Стрим ТВ”, абонент должен был подключиться к “Стрим”. Сейчас подключение услуг ТВ осуществляется без взимания абонплаты за домашний интернет-канал. Разделение услуг будет способствовать повышению интереса к платному ТВ и обеспечит приток новых абонентов.