Бездарный труд
Сотрудники компании “Интеко”, принадлежащей супруге московского мэра Елене Батуриной, в городских субботниках участвуют каждый год. В прошлом году вместе с флористами и дизайнерами они посадили в Краснопресненском парке столицы деревья, разбили цветочные клумбы, установили и раскрасили скамейки. Субботник проходил в рамках корпоративной акции “Весна на улице “Интеко” и, по словам пресс-секретаря компании Геннадия Теребкова, имел целью “оказание помощи городу”. Компания не просто убрала территорию, но провела конкурс, и создатели лучших проектов – самой оригинальной клумбы или скамейки – получили призы: предметы бытовой техники, крокусы или удостоверения о том, что сотрудник в этот день посадил в Краснопресненском парке такой-то сорт дерева.
Не безвозмездно потрудились и работники радиостанции “Маяк”. За высаженную в прошлом году в Репинском сквере липовую аллею шестьдесят пришедших на субботник сотрудников получили в подарок майки и кружки с логотипом родной компании. По словам продюсера радиостанции Марины Черновой, субботник проводился совместно с руководством департамента ЖКХ и благоустройства Москвы. Последнее обеспечило участников лопатами и саженцами.
Впрочем, субботник не всегда предполагает уборку городских территорий. В выходной день сотрудники могут выйти на работу также для того, чтобы навести порядок в офисе компании и вокруг него. И хотя, по идее, участие в подобных работах – дело добровольное, некоторые работодатели корпоративные субботники регламентируют внутренними приказами. К примеру, в компании “Комус”, производящей товары для офиса, приказом руководства в минувшую субботу “устранять захламленность помещений” вышло около 3800 сотрудников из 4000, включая работников всех региональных представительств. “Какой бы ни была уборщица, никто лучше самого сотрудника не разберет груды бумаг на его рабочем столе”, – объясняет HR-директор компании Алексей Ищенко.
В “Комусе” субботники проводят каждый год на протяжении пятнадцати лет. Мужчины, как правило, выполняют “грубую” работу – убирают мусор на улице, при необходимости красят фасад зданий, – а женщины наводят порядок внутри офиса. В этом году, исполняя приказ руководства, сотрудницы помыли окна, витрины, “обновили внешний вид” выставочных образцов. Ищенко убежден, что подобные мероприятия сплачивают людей и развивают в них чувство “большой корпоративной семьи”.
Плата за лояльность
Но для экспертов польза от субботников не представляется столь очевидной. “Подобные мероприятия могут способствовать укреплению корпоративного духа, если они проходят редко и хорошо организованы”, – считает Ольга Суворова, управляющий партнер компании Suvorova & Partners Executive Search. “Если подход руководства к субботникам слишком формальный, это может ударить по имиджу компании”, – отмечает Мадлен Батурина, старший консультант отдела организации и управления аудиторско-консультационной группы “Развитие бизнес-систем”. “В некоторых случаях участие компаний в городских субботниках – своего рода проявление лояльности бизнеса, способ заручиться поддержкой городских властей”, – отмечает Дмитрий Сироткин, замгендиректора исследовательско-консультационной компании “Альт”.
Олег Шеврин, специалист по трудовому праву, напоминает, что любая работа свыше 40 часов в неделю по инициативе работодателя считается сверхурочной. По закону ее надлежит оплачивать в первые два часа не менее чем в полуторном размере, дальше – не менее чем в двойном размере. Правда, работодатели со ст. 152 Трудового кодекса мало знакомы. “В прошлом году праздник [субботник] проводился в рабочий день [пятницу] и оплачивался как обычный рабочий день”, – говорит Геннадий Теребков из “Интеко”. По словам Ищенко из “Комуса”, несмотря на то что проведение субботника было утверждено приказом гендиректора, участие в нем было совершенно добровольным и, соответственно, дополнительно не оплачивалось. Игнорировать корпоративную уборку считается дурным тоном. “Если на работу выходит весь отдел, зачем же выделяться из коллектива?” – говорит он.
Немереная эффективность
Несмотря на то что компании твердо убеждены в командообразующем значении субботников, оценить, как это в действительности влияет на сотрудников, затруднились. В “Интеко” и “Комусе” подобные замеры настроений сделать оказалось “невозможным”. Впрочем, добровольный характер субботников тоже вызывает сомнения – в обеих компаниях констатировали практически 100%-ную явку сотрудников. “Бесспорно, проведение субботников позитивно влияет на кадровую обстановку – на работе общение корпоративно-культурно-правильное, а на субботниках – живое, дружеское”, – рассуждает Теребков из “Интеко”. По мнению Ищенко из “Комуса”, люди в такой обстановке узнают друг друга с неформальной, “человеческой” стороны, что, в свою очередь, укрепляет отношения между ними. В качестве примера сплачивающей роли таких мероприятий Ищенко приводит судьбу одной из сотрудниц отдела маркетинга. На субботнике она познакомилась с мужчиной из другого подразделения, и теперь у них семья. Впрочем, какая от этого польза компании, Ищенко сказать затруднился.
У непосредственных участников субботников по поводу их функции иное, чем у организаторов, мнение: это скорее PR-ход. “Первое, что меня смутило, – показушность процесса, – рассказывает журналист радиостанции “Маяк” Владимир Аверин. – Когда мы приехали в парк, оказалось, что основную часть работы уже проделали сотрудники специальных служб, и, когда я с радостью кинулся на лопату, чтобы, так сказать, потрудиться на благо города, мне оставалось лишь присыпать дерево землей”.