Nissan успевает собраться


Nissan выбирала из трех вариантов: строительство завода с нуля, сборка на “Автофрамосе” (СП правительства Москвы и Renault) или СП. Переговоры об СП велись с ГАЗом, но его владелец Олег Дерипаска не захотел уступить контроль над проектом японцам. Теперь ГАЗ купит у DaimlerChrysler лицензию и оборудование для выпуска Chrysler Sebring и Dodge Stratus, а Nissan вчера официально заявила, что построит в Санкт-Петербурге завод. Мощность первой его очереди составит 50 000 машин в год.

Nissan рассматривала также площадки в Нижегородской, Московской, Калужской и Ленинградской областях, утверждают чиновники. В Санкт-Петербурге японцам понравились удобное местоположение и наличие квалифицированной рабочей силы (на заводе будет работать 750 человек), говорит PR-менеджер российского подразделения Nissan Татьяна Натарова. А управляющий директор AG Capital Александр Агибалов уточняет: удобство в том, что большинство иностранных автопроизводителей ввозит машинокомплекты из Европы как раз через порт Санкт-Петербурга. “В Питере, по признанию автоконцернов, очень дружелюбные власти. К тому же для японцев очень важна инфраструктура – наличие в городе не только аэропорта и коммуникаций, но и магазинов, театров”, – добавляет один из чиновников.

Власти Санкт-Петербурга уже зарезервировали участок в 150 га на севере, у пос. Каменка. Город за свой счет подготовит новую промзону под Nissan, заверил председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам петербургской администрации Максим Соколов. Работы обойдутся в 500 млн руб. и начнутся в мае. Инвестиции Nissan составят $200 млн, объявил автоконцерн. Строительство Nissan может начать в мае-июне 2007 г., первую машину соберет в начале 2009 г., а в течение двух лет выйдет на проектную мощность. Японцы хотят также построить в Кронштадте, на территории контейнерного терминала “Моби Дик”, терминал для импорта автомобилей. Переговоры с владельцем терминала – логистической компанией Containerships уже идут, утверждает Соколов. Какие модели будут собираться в России, чиновники и Nissan не раскрывают. “Но это точно будет не одна машина”, – говорит Натарова.

Японская газета “Нихон Кейдзай” сообщила, что в России компания будет выпускать Almera и Primera. В 2005 г. на эти модели пришлось 66% продаж Nissan в России – 21 822 Almera и 9130 Primera. Независимый эксперт авторынка Сергей Алексейчук полагает, что компанию им может составить и внедорожник X-Trail. Цена Primera – от $22 200, а Almera корейской сборки – от $13 490.

Nissan планирует подписать с Минэкономразвития инвестсоглашение для работы в режиме промышленной сборки – получить льготы по автокомпонентам. “Это будет сделано во время экономического форума в Санкт-Петербурге в июне”, – поясняет чиновник Минэкономразвития. Правда, по его словам, бизнес-план Nissan пока не представила. В середине лета Минэкономразвития собирается прекратить принимать заявки на работу в режиме промсборки. “Поэтому Nissan так торопится застолбить за собой право на льготы и подписывает инвестсоглашение сейчас, хотя завод заработает лишь в 2009 г.”, – уверен Агибалов.

Ровно год назад о строительстве завода по сборке Camry на юге Санкт-Петербурга, в Шушарах, объявила Toyota. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко сообщила, что близятся к завершению переговоры о строительстве в Петербурге еще одного автозавода. О чем идет речь, она не пояснила, но ранее чиновники рассказывали, что площадку в Петербурге ищет General Motors. Вице-президент Toyota Motor Manufacturing Russia Итиро Тиба полагает, что Nissan поспособствует приходу в Россию крупных мировых поставщиков комплектующих. В некоторых странах на отдельных моделях у Toyota есть общие поставщики с Nissan, признается Тиба.