Из-за любителей окорочков


Оптовые цены на куриное мясо в США за год снизились на 19%, говорится в материалах минсельхоза США, но цены в магазинах сократились менее чем на 1%. Оптовые цены на куриные грудки и окорочка упали на 24% и 36% соответственно, но в некоторых розничных сетях их стоимость продолжает оставаться высокой. Так, в некоторых магазинах, принадлежащих сети Safeway, очищенные куриные грудки стоят более $10 за килограмм. “Мы все время волнуемся по поводу цен на бензин – а такая цена за курицу нас не должна волновать?” – пожаловался один из покупателей в чикагском магазине. Средний американец потребляет около 40 кг куриного мяса в год, а все население тратит на него примерно $50 млрд в год.

Сети не настроены комментировать ситуацию с ценами на куриное мясо – получить комментарии у Kroger и SuperValu не удалось. Немногословны оказались и сети ресторанов быстрого питания – такие, как McDonald’s, Burger King и Wendy’s International, – для которых ситуация крайне благоприятна. В последнее время они включают в меню все больше блюд из курицы. За счет падения оптовых цен на куриное мясо выигрывают также Yum Brands, владелец KFC, Taco Bell и Pizza Hut. Представители Pizza Hut рассчитывают, что стоимость закупки куриного мяса в этом году упадет еще ниже. В Yum отказались сообщить, собирается ли компания снизить цены на блюда из курицы. Chick-fil-A, вторая по величине сеть быстрого питания, специализирующаяся на продуктах из курицы, сообщила, что не предлагает посетителям скидок, несмотря на то что курятина ей обходится дешевле, чем раньше. “В подобных ситуациях мы не меняем стратегию. И когда оптовые цены движутся в обратном направлении [растут], мы не спешим поднимать свои цены”, – говорит представитель компании по связям с общественностью Дон Перри.

Еще несколько лет назад американские сети в подобных обстоятельствах вели себя иначе, отмечают эксперты. Из-за прихода в города дискаунтеров Wal-Mart Stores, обычно агрессивно конкурирующих с остальными сетями в ценах, местные розничники предоставляли значительные скидки потребителям. Теперь они изобретают новые, неценовые способы борьбы с Wal-Mart Stores. Например, Safeway и другие сети подчеркивают, что пользуются услугами собственных мясников в отличие от Wal-Mart, продающей мясо в упаковке. Wal-Mart, в свою очередь, заявляет , что ее “модель ведения бизнеса” заключается в том, чтобы снизить цену для покупателя всякий раз, когда ей удается сэкономить самой. Так, куриные грудки в некоторых супермаркетах Wal-Mart стоят от $3,5 до $6 за 1 кг.

Большинство американцев из больших городов не знают, что в этом году фермеры больше, чем обычно, страдают от снижающихся цен на сырье, в том числе на молоко, говядину и свинину. Американские производители отправляют примерно треть куриных грудок и окорочков на экспорт. Этой зимой им пришлось снизить цены из-за резкого падения потребления куриного мяса в Европе, которое началось на волне слухов о возможной мировой эпидемии птичьего гриппа. Спрос на мясо птицы в Европе сейчас восстанавливается, но тяжелые времена для фермеров на этом не закончатся – производство сократилось, и какое-то время они несли более высокие удельные издержки. (WSJ, 25.05.2006, Кирилл Корюкин)