Полный назад


Гендиректор “Совкомфлота” Сергей Франк давно мечтает об объединении “Совкомфлота” и “Новошипа”. Совет директоров “Совкомфлота” одобрил слияние в феврале, но реализация плана затянулась. Так как совет голосовал не по правительственной директиве, чтобы запустить процедуру объединения, нужно получить одобрение профильных ведомств – Минтранса, Минэкономразвития и Росимущества. Что и было поручено помощнику президента и председателю совета директоров “Совкомфлота” Игорю Шувалову.

Он предложил следующую схему (копия его письма чиновникам есть у “Ведомостей”). “Совкомфлот” проведет допэмиссию акций в пользу государства, которое оплатит ее своей долей в “Новошипе”. Стоимость активов новой компании составит $3,5–3,7 млрд (3-е место среди пароходств в мире). Вместе они сохранят “транспортную независимость России”, снизят административные расходы и будут привлекательнее для клиентов. А IPO “Совкомфлота” с новой “дочкой” обязательно заинтересует инвесторов, говорится в письме.

Но профильные ведомства на такой план не согласны. В распоряжении “Ведомостей” оказались копии ответов Шувалову министра транспорта Игоря Левитина, замминистра экономического развития Кирилла Андросова и руководителя Росимущества Валерия Назарова. Все они считают, что без независимой оценки решение принимать нельзя. Назаров уточнил, что организовать ее как можно скорее должен Минтранс. Левитин уверяет, что техзадание для оценки согласовано еще год назад и направлено в Минэкономразвития, но чиновники этого ведомства решение так и не приняли. А Андросов заключил, что “анализ целесообразности [объединения пароходств] весьма затруднителен без решения Минтранса и прогноза его профильного агентства – Росморречфлота по общей “конфигурации отрасли” в долгосрочной перспективе”.

“В переводе на русский это значит, что никто не хочет брать на себя ответственность за разработку схемы объединения”, – сетует кремлевский чиновник. У объединения есть противники, и главный из них – губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, добавляет чиновник Минтранса. Регион против ликвидации “Новошипа”, подтверждают в краевой администрации. Нужно либо “оставить все как есть, либо объединить компании на базе “Новошипа”, передал через пресс-службу начальник департамента транспорта Краснодарского края Григорий Минаев. “Новошип” превосходит “Совкомфлот” по экономическим показателям. “Где ж это видано, чтобы более слабая компания поглощала более сильную?” – возмущается Минаев.

Слияние опять затягивается, и надолго, резюмирует кремлевский чиновник. По его словам, на “переходный период” есть альтернативная схема – сделать “зеркальные” советы директоров “Совкомфлота” и “Новошипа”, синхронизировать их решения и посмотреть, возможна ли совместная работа пароходств. Пока такой вариант обсуждается только в Кремле, оговаривается он.

В “Новошипе” и “Совкомфлоте” от комментариев отказались. А эксперты задержкой разочарованы. “Объединив “Совкомфлот” и “Новошип”, чиновники прежде всего сделали бы красивый маркетинговый шаг – новая компания попала бы в первую пятерку мировых пароходств”, – рассуждает аналитик “Центринвест груп” Михаил Ганелин. Спрос на акции такого гиганта обязательно будет. Основной риск – борьба за власть в новой компании, раздел денежных потоков и проч., чего, видимо, и опасаются чиновники, заключает эксперт.