“Наши” в Америке


WSJ перечисляет несколько громких акций, устроенных по указке Кремля, – их участники протестовали против “политики двойных стандартов” и требовали выдать России скрывающихся в США чеченских сепаратистов (в частности, представителя министерства иностранных дел Ичкерии Ильяса Ахмадова). 11 сентября 2004 г. митинг с такими лозунгами прошел на месте разрушенного террористами Всемирного торгового центра (ВТЦ), в июне 2005 г. акция была повторена сразу в двух местах – у ВТЦ и перед штаб-квартирой ООН. Кроме того, в 2005 г. в разных частях Нью-Йорка состоялось несколько маршей протеста под аналогичными лозунгами.

О том, что эти акции протеста финансировало прокремлевское молодежное движение “Наши”, WSJ рассказал американец российского происхождения Юрий Левинтов. Его привлек к сотрудничеству в 2004 г. другой эмигрант из России – бывший водитель такси в Бостоне Борис Барщевский, показав некие электронные сообщения из России, в которых за организацию такого рода акций было обещано вознаграждение. В частности, сообщил WSJ Левинтов, Барщевский переслал ему сообщение от одного из лидеров “Наших” – Сергея Белоконева. Помимо Левинтова, о заманчивых предложениях со стороны Барщевского рассказал WSJ руководитель антитеррористической неправительственной организации из Лос-Анджелеса Пол Ниссан. По его словам, Барщевский предлагал “неограниченное” финансирование для организации демонстраций, направленных против чеченского терроризма.

В качестве официального лидера акций использовался житель Нью-Йорка Кертис Брайант, называвший себя “специалистом по партизанскому маркетингу”. К участию в акциях помимо иммигрировавших из бывшего СССР евреев с Брайтон-Бич привлекались афроамериканцы и латиноамериканцы, пишет WSJ.

Стоимость акции с участием 200 активистов продолжительностью три часа могла составлять $40 000. Финансирование осуществлялось через International Fund for Protection of Victims of Crimes and Terrorist Activities – неправительственную организацию, основанную двумя нью-йоркскими бизнесменами российского происхождения. По словам Николаса Фьоре, бухгалтера, работавшего в фонде, в 2004–2005 гг. через его счета прошли “десятки тысяч долларов” от Барщевского. Левинтов предоставил WSJ электронные сообщения, на основе которых газета оценила общий объем финансирования в $400 000.

Акции протеста, по данным WSJ, освещались в репортажах российского “Первого канала”. Источник, знакомый с особенностями работы российского государственного телевидения, заявил газете, что телеканал делал это по указанию Кремля.

Ранее об организации Россией проплаченных античеченских митингов в США с участием проживающих в Брайтон-Бич выходцев из бывшего СССР писал журналист нью-йоркской газеты “Новое русское слово” Владимир Черноморский. Он сообщил “Ведомостям”, что видел документы, свидетельствующие о финансировании и организации митингов протеста из России. При этом Черноморский не смог назвать авторов документов.

Связаться с Белоконевым “Ведомостям” не удалось. Лидер движения “Наши” Владимир Якеменко называет предположения об организации им митингов в США “бредом”. Ему ничего не известно об участии в них других лидеров “Наших”. “По линии движения Белоконев – секретарь федерального совета, а какую должность он занимает во всемирной заговорщической паутине, не знаю”, – иронизирует Якеменко. Руководитель дирекции информационных программ “Первого канала” Кирилл Клейменов называет предположения о том, что сюжеты в США снимались по указанию Кремля, по меньшей мере “наивными”.

Организация пиар-акций с опорой на представителей маргинальных слоев населения США была характерна для СССР, однако эта практика давно оставлена как бесперспективная, считает экс-президент Российского еврейского конгресса Евгений Сатановский. По мнению руководителя аналитического управления консалтинговой компании “PRопаганда” Михаила Виноградова, акции могли быть инспирированы политическими противниками Кремля. При этом публикация данных о пиар-акциях Кремля за рубежом может испортить имидж России перед саммитом G8 в Санкт-Петербурге. “В фокусе внимания саммита G8 будет доступ развитых стран к российским природным ресурсам, а потому на политические проекты Кремля едва ли обратят внимание”, – возражает президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. (Использованы материалы WSJ.)