Деньги на прокат


Джефф Пинк – генеральный директор компании EV Rental Cars, которая специализируется на прокате гибридных автомобилей. Он в отличие от большинства бизнесменов необычайно доволен сегодняшними ценами на нефть, которые косвенно приносят ему немалую прибыль. Стоимость проката гибридного автомобиля – от $35 до $75 в день. За эту сумму вы получите машину, которая оснащена не только бензиновым двигателем, но и электрическим мотором. На выбор предлагается Toyota Prius, Camry и Highlander, Honda Civic и Ford Escape. В зависимости от модели гибридные автомобили расходуют на 50–80 км пути около 3,5 л бензина и могут пройти на заправленном баке около 1000 км – цифры необычайно заманчивые для того, кто тратит $60, чтобы заправить бензином свой внедорожник.

В автопарке EV Rental 425 автомобилей, которые можно арендовать в одном из восьми пунктов проката на Западном побережье. По сравнению с гигантами отрасли это ничто. Тем не менее приверженность EV Rental к гибридным машинам привлекла всеобщее внимание. Компания Rent-a-Car, одна из крупнейших в отрасли, владеет парком из 650 000 машин, но только 50 из них гибридные. При этом увеличить соотношение в пользу гибридных машин Rent-a-Car не может: такие автомобили – настоящий дефицит. “Производители выпускают их в недостаточном количестве”, – жалуется Кристи Конрад, представитель Rent-a-Car. В прошлом году в распоряжение компании поступило 3000 автомобилей Toyota Prius, но по соглашению с производителем их пришлось вернуть обратно. “Клиентам эти машины нравятся, – говорит Конрад. – На них есть спрос”.

Что в будущем

Один из главных вопросов – сумеет ли EV Rental воспользоваться имеющимся у нее преимуществом и закрепиться на этом рынке. Пока он остается без ответа. Сегодня среднемесячная загруженность автомобилей компании – 90%, в то время как средний показатель по отрасли – 80–85%. Это значит, что EV Rental в день зарабатывает на каждой из своих машин на $10 больше, чем конкуренты. В прошлом году оборот компании составил $4 млн. В этом году Джефф рассчитывает получить $5–6 млн.

Но достаточно ценам на бензин снизиться, как интерес к гибридам упадет. Тогда перспектива развития компании будет не столь радужной. Опасна и обратная ситуация: если бензин будет дорожать и дальше, то скорее всего производители поставят выпуск гибридных машин на поток. Тогда в игру вступят крупные прокатные компании, которым ничего не стоит вытолкнуть EV Rental с этого рынка. Такое уже не раз случалось с небольшими компаниями, которые шли в авангарде технического прогресса.

С учетом всех этих факторов положение EV Rental кажется довольно шатким. Без увеличения спроса на гибридные машины процветание невозможно. Но спрос должен расти плавно. “Неплохо было бы приобрести еще 500 автомобилей”, – говорит Пинк, при этом понимая, что дефицит на рынке гибридов сдерживает рост крупных компаний в этом направлении, позволяет ему выиграть время и сделать свой бренд узнаваемым.

“Пока у нас не будет достаточного количества гибридных машин, мы не сможем предложить их нашим клиентам, – говорит Чарльз Пулли, сотрудник Vanguard Car Rental. – Проблема в том, что этих машин мало. Мы бы с удовольствием работали с гибридными машинами, но пара машин здесь, пара машин там погоды не сделают”.

EV Rental, наоборот, готова тратить время и деньги на приобретение всего нескольких гибридных машин – это все равно выгодно. Так, один из автомобилей пришлось везти из одного конца страны в другой. Большинство прокатных компаний покупают автомобили по оптовой цене, в то время как EV Rental платит розничную цену. Но она может себе это позволить: недавно EV Rental получила гранты от министерства транспорта на популяризацию среди автолюбителей идеи машин, использующих альтернативные источники энергии.

Для крупных компаний такая тактика неприемлема. “Нам невыгодно затевать такую сложную игру лишь ради небольшой шумихи”, – говорит Дон Химельфарб, один из руководителей Dollar Thrifty Automotive Group, в распоряжении которой имеется более 130 000 машин.

Что в прошлом

EV Rental стала одним из первых игроков на рынке “экологичных автомобилей”. Парк гибридов Джефф Пинк начал собирать еще в то время, когда мало кто слышал о гибридных машинах. В 1998 г. он основал компанию, в распоряжении которой имелось 11 электрических машин – это была модель EV1 компании General Motors – и 20 автомобилей на газу. Идея создать прокат гибридных машин появилась у Джеффа вскоре после того, как он стал отцом. Его начал волновать смог на улицах, и он решил попробовать EV1.

На ранних этапах EV Rental работала в альянсе с другой компанией – Budget, которая располагала готовой системой бронирования автомобилей и имела много преданных клиентов. Именно в такой инфраструктуре в тот момент отчаянно нуждалась EV Rental. Созданная на гранты, личные сбережения и средства, собранные у друзей, компания стремительно развивалась и планировала в сентябре 2001 г. открыть пункт проката в Вашингтоне.

Казалось, что атаки террористов похоронили индустрию автопроката, как и многие другие сферы бизнеса. Количество туристов резко упало. Для Budget наступили черные дни, а EV Rental не могла взять кредит на покупку новых автомобилей. Пункт проката в Вашингтоне закрылся, просуществовав всего два года.

Да и сама история электрических машин оказалось недолгой – вскоре GM отозвала все автомобили марки EV1. Машины на газу, как и газовые заправки, стали редкостью, поэтому основной упор в своей работе EV Rental решила сделать на гибридные машины, и, как оказалось впоследствии, этот выбор был верным. Идея гибридных машин с годами выглядит все более привлекательно, а их популярность растет.

Что в настоящем

Сегодня EV Rental объединяет усилия с небольшой компанией Fox Rent a Car. В обмен на использование ее системы бронирования и размещения машин Fox забирает около 20–30% арендной платы. “Это прекрасная новая сфера деятельности для нас. Гибридные автомобили доступны по цене, экономичны, они идеально подходят путешественникам и небольшим фирмам”, – говорит Роберт Родженер, маркетинговый директор Fox Rent a Car. Его компания собирается выйти на корпоративный рынок и предложить аренду гибридных машин небольшим фирмам, которые пытаются сэкономить на командировках сотрудников: с сентября корпоративные клиенты получат 5%-ную скидку.

Иногда случаются накладки, и клиенты, зарезервировавшие гибридный автомобиль, получают обычную машину. В таких случаях компания предлагает компенсацию: в следующий раз гибридный автомобиль клиенту предоставят бесплатно. Если заказ делается на длительный срок, то обычную машину стараются заменить гибридной как можно скорее.

Джефф Пинк уверяет, что спрос на подержанные гибриды необычайно велик, его компания может в любой момент продать один из своих Prius и купить новую машину, переплатив всего несколько сотен долларов. Любопытно и то, что все больше клиентов хотят приобрести гибридный автомобиль в постоянное пользование и рассматривают аренду как длительный тест-драйв.

EV Rental планирует расширяться. В планах на ближайшее будущее – открытие пункта проката в Лас-Вегасе. Затем экспансия на Западное побережье США. Но Пинк признается, что это скорее всего будет не скоро – гибридный автомобиль по-прежнему остается дефицитом. Но даже если производство гибридных машин увеличится незначительно, EV Rental может в ближайшее время пережить значительный рост.

Долгосрочная перспектива по-прежнему остается туманной. “Это большой бизнес, у которого есть перспективы роста, – рассказывает Кристенсен, один из руководителей EV Rental. – Но вряд ли наша компания станет национальной или международной за короткий срок. Мы должны быть очень изобретательны и постоянно предлагать что-то новое”. “Я думаю, что в ближайшие два года важно сделать наш бренд узнаваемым, – говорит Пинк. – Мы хотим, чтобы люди ездили на гибридных автомобилях”. (WSJ, 12.07.2006, Полина Михалева)