Гении и индивиды


В Москве с некоторых пор постоянно проходят фестивали национальных кинематографий: французский, британский, японский, недавно вот был китайский, скоро состоится тайский и т. д. Они в основном работают на продвижение этих кинематографий в нашем прокате. Американское же кино и так идет более чем широко да еще крутится вечерами по всем телеканалам и, казалось бы, в дополнительной пропаганде не нуждается. Так что сама идея фестиваля на первый взгляд парадоксальна. И лучшее подтверждение тому – фильм открытия “Черная орхидея” Брайана де Пальмы, который в то же самое время появится в кинотеатрах. Еще один очевидный промах – мультфильм “Гроза муравьев”, ничем особенно не выдающийся, тоже выходящий в прокат и на подобном фестивале совершенно ненужный.

Остальная программа, состоящая из четырех частей, выглядит заманчиво. Программа “ИндиВид”, как можно догадаться, посвященная независимому кино, вообще-то уже проходила вне рамок фестиваля в прошлом году в киноклубе “35 мм”. Так что это просто продолжение хорошей традиции показывать Москве то, чего она никогда не увидит в кино и вряд ли найдет на видео и DVD. Самые любопытные в этой части имена – уже известный завсегдатаям фестиваля независимого кино в Санденсе специалист по психическим расстройствам и социальным дисфункциям Лодж Керриган (“Кин”), дебютант прошлого года, исследователь американской мании успеха Ник Гати (“У Мини это в первый раз”) и режиссер-психолог, оцененный уже в Канне (две награды на конкурсе “Особый взгляд”), Родриго Гарсиа (сын Габриеля Гарсиа Маркеса) с фильмом “Девять жизней”.

В разделе “Гении начинались так” всего два фильма, тоже независимые, двух ныне хорошо известных режиссеров Гаса ван Сента и Тодда Хейнса. В Mala Noche (1985) ван Сент рассказывает историю мучительных отношений нелегала-мексиканца и интеллектуала-гомосексуалиста, взятую из автобиографического романа Уолта Кертиса. Все любимые мотивы режиссера в этом фильме уже есть. Тодд Хейнс, будущий постановщик “Безопасности” и “Вдали от рая”, представлен ранним фильмом “Яд” (1991), составленным из трех новелл об аутсайдерах: ребенке-отцеубийце, безумном ученом и зеках-геях.

В чуть более развернутой программе “Классика Голливуда” тоже, впрочем, два основных героя: Фриц Ланг, эмигрировавший в США из Европы, спасаясь от нацистов, и Николас Рей, наоборот, изгнанный из Голливуда и перебравшийся в Европу. Ланг освоился в Америке совсем не плохо и снимал обычные жанровые фильмы: социальные драмы, детективы и даже вестерны. “Ранчо с дурной славой” – как раз вестерн с вполне типичной завязкой сюжета: главный герой, разыскивающий убийц своей подруги, сталкивается с певичкой, управляющей борделем. Певичку эту изображает не кто-нибудь, а Марлен Дитрих.

В отличие от Ланга Николас Рей снял совсем немного, но зато на его счету легендарный фильм “Бунтовщик без идеала” с Джеймсом Дином в главной роли, вторая культовая картина после “Дикаря” с Марлоном Брандо, определившая образ молодого поколения 50-х. После провалов нескольких крупнобюджетных фильмов Рею больше не давали работы в Голливуде. Он перебрался в Европу, но и там ничего не снимал, пока его друг Вим Вендерс не помог поставить фильм “Молния над водой. Фильм Ника”. На фестивале будет показана родеодрама Рея “Необузданные” 1952 г., сделанная за три года до “Бунтовщика”.

И наконец, вполне занимательной может оказаться программа документального кино “Экран.doc” и ретроспектива классика документалистики Фреда Уайзмена. Не один же Майкл Мур копается в американских социальных и политических проблемах. Тот же Уайзмен, склонный к внимательному репортерскому изучению своей страны и избегающий пропагандистских разоблачений, знает куда больше громкого Мура.

Затея показать “не ту Америку”, конечно, сама по себе кажется очень выигрышной. Но фестиваль, погнавшись сразу за всеми зайцами, не дает возможности толком углубиться ни в независимое кино, ни в документалистику, ни в не известную у нас классику и пока напоминает строку в отчете “о состоянии культурного обмена между двумя странами”.