ЦИФРА НЕДЕЛИ: Долг попутал


Вчера Челябинский военный суд обнаружил причинную связь “между действиями [младшего сержанта Александра] Сивякова по отношению к [рядовому Андрею] Сычеву, связанными с удержанием последнего на корточках в течение более 3 часов и наступившими тяжкими последствиями”. Эти последствия – у Сычева ампутированы ноги и половые органы – заставили ужаснуться многих, но, боюсь, не осужденного Сивякова. “Я видела реакцию Сивякова после того, как зачитали полностью приговор [четыре года общего режима]. Этот человек смотрел на меня такими глазами, как будто он действительно ни в чем не виноват, а я <...> собственными руками его сажаю в тюрьму”, – рассказала журналистам сестра Сычева Марина Муфферт. Ничего удивительного.

“Во всех закрытых учебных заведениях новичков преследуют <...> “Старики” желают узнать, какая цена новичку <...> показать новичкам во всем блеске могущество существующего товарищества. Так дело обстоит в школах и в тюрьмах” – князь Петр Алексеевич Кропоткин написал это не про Челябинский танковый институт, а про элитный, как сказали бы сейчас, петербургский Пажеский корпус позапрошлого века. Преследования, продолжает князь, производились “воспитанниками старшего класса – камер-пажами, т. е. унтер-офицерами <...> Если <...> мальчик каким-нибудь образом не подчинялся капризу камер-пажа, то <...> [его] жестоко избивали”. А “любимая игра [камер-пажей] заключалась в том, что они собирали ночью новичков в одну комнату и гоняли их в ночных сорочках по кругу, как лошадей в цирке. Одни камер-пажи стояли в круге, другие – вне его и гуттаперчевыми хлыстами беспощадно стегали мальчиков. “Цирк” обыкновенно заканчивался отвратительной оргией на восточный лад”. Если не брать в расчет стиль, звучит очень современно, правда? Во всяком случае, любой выпускник военного училища расскажет вам про такие “традиции”, по сравнению с которыми “удержание на корточках” покажется детской забавой.

А что же начальство? Полковник, вспоминает Кропоткин, “притворялся, что не знает даже о тех ужасах, которые они проделывают; зато через посредство камер-пажей он поддерживал строгую дисциплину”. Проще говоря, истязание новичков негласно входило в обязанности унтер-офицеров так же, как сегодня оно входит в обязанности сержантов. Это часть их “должностных полномочий”, за превышение которых получил свой срок Сивяков (статья 286 УК РФ). Боюсь, он не скоро поймет, за что ему дали четыре года.