Опять дружим с Кубой


Советский Союз ежегодно субсидировал в кубинскую экономику на $4–6 млрд. В результате к моменту его распада у Кубы накопился перед нами долг – $26 млрд. Это вдвое больше всего кубинского госдолга остальному миру – он составляет, по данным ЦРУ, $12,6 млрд. Советский долг Кубы превышает ее годовые доходы ($22,1 млрд в 2005 г.). Из-за этого долга у Кубы один из самых низких долговых рейтингов в мире.

Президент Владимир Путин, приезжавший в 2000 г. в Гавану, пытался убедить Кубу вернуть советский долг и урегулировать его в рамках Парижского клуба. Но Фидель Кастро заявил, что из-за резкого разрыва экономических отношений и неисполнения Россией своих контрактов Куба потеряла больше – $30 млрд, а заодно выставил России счет за содержание разведывательного центра в Лурдесе на $200 млн ежегодно. С тех пор речь о советском долге не заходила.

Не поднимался этот вопрос и на вчерашней встрече Фрадкова с и. о. председателя Госсовета и первого секретаря ЦК Компартии Кубы Раулем Кастро. В 1993 г. Россия предоставила Кубе новый кредит в $300 млн. Он погашается, но с отставанием от графика. Фрадков и Кастро подписали соглашения о реструктуризации оставшихся $166 млн из российского долга.

Куба получит от Фрадкова и новый кредит – на $355 млн. Текст соглашений о кредитах чиновники обсуждали накануне до пяти утра. Новый кредит будет связанным, на эти деньги кубинцы смогут купить российскую машиностроительную продукцию – оборудование для модернизации электроэнергетики, водного хозяйства, железных дорог, сказал Фрадков. Кроме того, обсуждаются поставки оборудования для ремоторизации “ГАЗов” и “КамАЗов”.

Новый кредит Куба получит на 10 лет с четырехлетним льготным периодом по ставке 4%. Старый реструктурирован на такой же срок, тоже с льготным периодом в четыре года.

Китай предоставляет Кубе кредиты на более выгодных условиях – на 20 лет под 3% годовых. С конца 2004 г. Куба получила у Китая уже более $1 млрд. Но у Китая нет некоторых нужных Кубе промышленных товаров.

“Эта страна всегда тяготела к нам”, – отмечает чиновник российского правительства. Неправильно, по его мнению, что Россия ведет себя на Кубе так пассивно. После отмены в 1999 г. программы “Нефть в обмен на сахар” объемы взаимной торговли резко сократились. Общий внешнеторговый оборот Кубы в 2005 г. составил $8,7 млрд, а на Россию пришлось всего $125 млн.

Зато 75% из $65 млн российского экспорта – это машинотехническая продукция. Спрос на нее растет. В конце 2005 – начале 2006 г. Куба купила у России два самолета Ил-96-300 на сумму более $100 млн. А в апреле этого года был подписан контракт на поставку еще пяти авиалайнеров – двух Ил-96-300 и трех Ту-204 (условия контракта могут измениться – вырастет число поставляемых самолетов).

У сотрудника российского посольства в Гаване более прагматичное объяснение очередной российской щедрости к Острову свободы. “Минфин знает, что новый кредит не будет возвращен”, – предполагает он. По его мнению, эта форма поддержки российских производителей. “Для российского бюджета $350 млн – это немного, но правительство не может просто дать их автозаводам”, – рассуждает дипломат. А так предприятия могут нарастить объем выпуска.

Источник в правительстве не исключает, что по кубинской схеме могут быть выданы кредиты и другим государствам.