“Акрон” построит порт


В прошлом году химический холдинг “Акрон” объявил о получении опциона на покупку 50% голосующих акций терминала Dry Bulk Terminal (DBT) в эстонском порту Мууга. Через него компания отправляет на экспорт около 70% сухих удобрений. Тогда же “Акрон” заявил, что рассматривает возможность строительства собственного терминала для перевалки жидких удобрений. Новый терминал будет также построен в Эстонии, рассказал “Ведомостям” вице-президент компании Александр Попов. Он разместится в порту Силламяэ. Пакет документов о строительстве нового терминала, по словам Попова, был подписан с руководством эстонского порта в середине сентября.

Руководитель отдела маркетинга порта Силламяэ Антон Ганс рассказал “Ведомостям”, что 21 сентября члены правления порта Виталий Иванов и Маргус Вяхи и руководство контролируемой “Акроном” компании Baltic Chemical Terminal подписали договоры о сотрудничестве и праве застройки. По словам Попова, “Акрону” принадлежат 75% акций Baltic Chemical Terminal, а оставшиеся 25% – эстонским партнерам компании: предпринимателям Ааду Лукасу и Владимиру Волохонскому.

Мощность нового терминала составит 1 млн т аммиака и 0,5 млн т жидких удобрений типа КАС (карбамидо-аммиачная селитра). С 2008 г. через Силламяэ “Акрон” начнет отгружать КАС, с 2009 г. – аммиак. Общий объем инвестиций в реализацию проекта составит порядка 50 млн евро, говорит Попов.

Сейчас основной объем аммиака “Акрон” отгружает на экспорт по железной дороге в Финляндию, Литву и Польшу. Строительство морского терминала позволит компании выйти на новые рынки сбыта, например в США. Мощности терминала в Силламяэ полностью закроют потребности “Акрона” в экспортной инфраструктуре – сейчас компания производит около 1,5 млн т аммиака, из которых большая часть распределяется между предприятиями холдинга и только около

250 000 т отправляется на экспорт. “С введением новых мощностей на “Дорогобуже” объем экспорт аммиака увеличится на 350 000 т, – говорит Попов. – Производство жидких удобрений объемом 400 000 т будет запущено на “Акроне” к середине следующего года”.

Аналитик “Центринвеста” Максим Иванов отмечает, что диверсификация собственных транспортных систем – логичный шаг для производителей минеральных удобрений, отправляющих на экспорт более 70% своей продукции. Выбор площадки для строительства нового терминала Попов объясняет тем, что Силламяэ – самый близкий к России глубоководный порт, расположенный всего в 25 км от границы России и Евросоюза. Привлекательность эстонского порта уже оценил другой российский производитель минеральных удобрений – “Еврохим”. В конце прошлого года компания приступила к строительству в Силламяэ терминала по перевалке жидких химических грузов мощностью 1 млн т в год.