Осталось максимум пять лет


В самой Северной Корее признаков подготовки к испытаниям иностранцы не заметили. Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко вернулся из КНДР в воскресенье и рассказал, что страна жила обычной жизнью, в пятницу в Пхеньяне прошел праздник урожая. Разве что солдаты Корейской народной армии все спрашивали, известно ли им заявление МИДа о готовности страны к ядерным испытаниям. А местное телевидение, вспоминает Макиенко, показало в середине недели фотографии великого вождя товарища Ким Чен Ира: он посещал воинскую часть. Предыдущий раз показывали, как великий вождь товарищ Ким Чен Ир дает пример руководства, в начале августа – он учил работе на кроликовой ферме.

Северокорейцы увидели в визите к военным Кима, который все реже появляется на экранах телевизоров, особый смысл: уже несколько лет они живут, согласно официальной идеологии, в эпоху “сонгун”, т. е. развития преимущественно военных сил, заключает Макиенко.

Мощность корейского подземного взрыва составила, по словам министра обороны России Сергея Иванова, от 5 до 15 килотонн тротилового эквивалента. Взрыв произошел примерно в 350 км от Владивостока. По словам представителя Росгидромета Натальи Ершовой, уровень радиации на российском Дальнем Востоке не превысил обычных значений.

Всего КНДР может располагать до 40 кг плутония оружейного качества, чего хватит для изготовления примерно семи боезарядов, говорит директор Аналитического центра по проблемам нераспространения Юрий Юдин. Но испытания и принятие на вооружение ядерных бомб – не одно и то же: Чарльз Хейман из британского аналитического центра Armed Forces считает, что боеготовое ядерное оружие может появиться у КНДР в течение 3–5 лет. Он проводит параллель с ЮАР: эта страна собрала первый ядерный заряд в 1978 г., а создала готовые к применению авиабомбы к 1982 г.

Юдин возражает: у КНДР было достаточно времени для создания более эффективной плутониевой бомбы, чем шеститонный “Толстяк”, сброшенный на Хиросиму в 1945 г. (мощностью 12,5 килотонн). Плутониевый заряд весом в 300–400 кг, если он создан, вполне уместится на имеющихся у КНДР баллистических ракетах типа Scud и Nodong, говорит Юдин. Таких ракет, по данным справочника Military Balance, у КНДР может быть до 200 и 90 штук соответственно. У Nodong радиус действия – 1500 км, она способна поразить Южную Корею, Японию, Россию и Китай.

У человечества есть минимум полтора – максимум четыре года до того, как северокорейские боеголовки встанут на ракеты и будут готовы к боевому применению, говорит эксперт Центра оборонной информации Иван Сафранчук. Ракеты нужны КНДР для стрельбы по Японии, вряд ли они поразят российскую территорию. В августе корреспондент “Ведомостей”, будучи в КНДР, спрашивал офицера Корейской народной армии, могут ли корейские ракеты случайно залететь в Находку, и офицер заверил, что их ракеты очень точные и России опасаться не следует.