ГЛОБАЛИСТ: Печальный тренд


Убийство Анны Политковской, произошедшее через две недели после покушения на Андрея Козлова, венчает собой мрачный период новейшей российской политической истории. Экономический тренд по-прежнему идет вверх: 6%-ный рост ВВП за год, неподдельный энтузиазм правительства по поводу зарождающегося сектора хайтека. Политический тренд идет вниз: провоцирование фашизма внутри страны, тактика запугивания во внешней политике.

СМИ подробно освещают раздор с Грузией. Все действующие лица этой истории вели себя неразумно. Демонстративный арест четырех российских офицеров, обвиненных в шпионаже, был чистым сумасшествием со стороны Саакашвили. Российский ответ – прекращение транспортного и почтового сообщения, давление на грузинских бизнесменов, притеснение “нелегальных” грузинских мигрантов – был груб и неуклюж. Великая страна завоевывает уважение, когда она сдерживает свою мощь, а не когда долго играет мускулами.

США также не совершили ничего достойного славы. Июльская встреча Джорджа Буша с Саакашвили была хорошо обдуманной провокацией. Хотя США посоветовали Тбилиси “остыть” (Америке нужна была поддержка России в иранском вопросе), перед этим они всячески подпитывали ложные надежды Саакашвили на поддержку в любой конфронтации с Россией. По сути, эти надежды – единственное рациональное объяснение действий президента Грузии (если, конечно, у них есть рациональное объяснение).

Что же следует сделать США и их союзникам, чтобы разрядить обстановку? Самым важным шагом будет заявить, что они не будут поддерживать стремление Грузии вступить в НАТО без согласия на то России. Россия убедится, что у Запада нет планов по созданию постоянных военных баз на Кавказе. Риск в том, что такая уступка поддержит веру России в действенность тактики запугивания. Этого риска можно было бы избежать, будь в прошлом политика США в этом регионе чуть менее безрассудна. Сейчас придется рисковать ради мирного урегулирования.

Такое заявление подтолкнет Грузию к более реалистичной оценке ее отношений со своим соседом-гигантом. Мы все с уважением относимся к национальному суверенитету. Но в реальности оказывается, что некоторые нации сувереннее других. Грузия должна позиционировать себя не как аванпост НАТО, а как нейтральное государство. Она должна черпать вдохновение в примере Финляндии, которой удалось сохранять независимость и свой образ жизни в течение всей холодной войны именно потому, что она отказалась присоединиться к Североатлантическому блоку.

Жесткое преследование якобы нелегальных грузинских иммигрантов иллюстрирует способность Кремля использовать закон в политических целях. Мы видели это на примере дела ЮКОСа и снова становимся свидетелями такого подхода, читая про расследование властями проектов Shell на Сахалине. Говоря о “власти закона”, важно различать “законность” и “законничество”. "Законность" – это соблюдение закона, несмотря на собственные интересы. "Законничество" заключается в использовании закона в том случае, если он позволяет подвести законную базу для тех или иных действий. Авторитарные режимы всегда стремятся найти законное оправдание для собственных интересов или устранения конкурентов. Вот что я называю “законничеством”. Печально, если именно его имел в виду президент Путин, говоря о “диктатуре закона”.