“Все так делают”


Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) и министерство юстиции США ведут расследование в отношении 140 американских компаний. Многие из них проводят и внутренние проверки. Анализируется практика выдачи опционов: выясняется, что они зачастую выписывались задним числом – выбирался день накануне значительного роста цены. Это как минимум нарушает нормы о раскрытии информации и бухгалтерские правила.

Игры со временем

За 15 лет под руководством Уильяма Макгира выручка страхового гиганта UnitedHealth выросла с $850 млн до $45,4 млрд в 2005 г., а рыночная капитализация – в 50 раз до $66 млрд. Но 15 октября компания объявила об отставке Макгира и переоценке его опционов, из-за чего он может лишиться десятков миллионов долларов.

Расследование, проведенное юридической фирмой WilmerHale, выявило, что из 27 опционов, начисленных топ-менеджерам UnitedHealth с 1994 г. по август 2002 г., восемь совпали с минимальными котировками акций за квартал и еще восемь оказались близки к минимальным. Сам Макгир получил 12 опционов накануне резкого роста акций. Вероятность столь удачного совпадения дат составляет 1 к 200 млн, подсчитали журналисты The Wall Street Journal. В марте газета опубликовала результаты анализа практики выдачи опционов в ряде компаний, проведенного с помощью специалистов по опционам.

К концу 2005 г. Макгир был владельцем неисполненных опционов на недостижимую для наемного менеджера сумму – $1,78 млрд. Особенно ему “повезло” с датой в 1999 г. – опцион на 1,825 млн акций был официально выдан 13 октября, когда котировки достигли годового минимума. Сейчас стоимость бумаг, лежащих в основе опциона, составляет $600 млн, при том что 5% акций из этого опциона Макгир уже реализовал, заработав $39 млн. Часть этого опциона была в реальности оформлена в декабре, когда с Макгиром был заключен новый трудовой договор, отмечает WilmerHale, о другой части в письме от 22 октября директор упоминает в будущем времени.

Эту вторую часть опциона Макгир получил во второй раз. У ранее выданных ему и ряду топ-менеджеров опционов цена исполнения в октябре была выше текущей цены акций (т. е. они были убыточны). Макгир попросил совет директоров переоценить эти опционы по меньшей цене, и это было сделано по котировкам 13 октября. А в августе 2000 г., когда котировки превысили цену исполнения старых опционов, они были реактивированы, что в один момент принесло бы Макгиру $26 млн, пожелай он воспользоваться своим правом.

Постами поплатились уже около 40 топ-менеджеров уличенных в нарушениях компаний. И это не предел, считает Чарльз Элсон, директор Центра корпоративного управления при Университете штата Делавэр, ведь, получая опцион задним числом, руководитель “нарушает свои основные обязанности доверенного лица инвесторов”.

А оператор кабельных сетей Cablevision Systems задним числом выписал опцион после смерти топ-менеджера. Как выяснила WSJ, это бывший зампред совета директоров Марк Ластгарден, друг гендиректора Джеймса Доулана. Ластгарден умер в 1999 г., а выписанный ему опцион достался фонду, управлявшему его наследством. Экс-председатель SEC Харви Питт назвал выдачу опциона мертвецу “абсолютным безумием”.

В июле были предъявлены первые обвинения трем менеджерам интернет-провайдера Brocade Communications Systems. По утверждению SEC, они “рутинно начисляли опционы задним числом” и в 2000–2004 гг. фальсифицировали отчетность, чтобы создать видимость их начисления по рыночным ценам. Затем уголовные обвинения были выдвинуты против трех менеджеров Comverse Technology (один из лидеров в производстве технологий для голосовых сообщений), включая гендиректора Джейкоба Александера. По данным минюста, он заработал на этом $6,4 млн.

Недавно самый успешный инвестор мира (состояние – $42 млрд) Уоррен Баффетт призвал руководителей своей компании Berkshire Hathaway не поддаваться соблазну нечестного заработка. “Три самых опасных слова в бизнесе – “все так делают”, – написал он. – Полагаю, многие из тех [кто выписывал себе опционы задним числом] не поступали бы так, если бы не чувствовали, что остальные делают то же”.

Дела минувших дней

Выдача опционов задним числом – в значительной степени порождение биржевого бума 1990-х гг. Акции высокотехнологичных компаний тогда стремительно росли, а руководители многих из них стремились побольше заработать на этом.

Как показало расследование в производителе микросхем Altera, в 1996–2000 гг. бывший гендиректор Родни Смит и главный юрисконсульт Уэнделл Берджер постоянно обманывали комитет по вознаграждениям. Переучтя опционы, Altera снизит прибыль за 1996–2005 гг. на $35,2 млн.

Apple выявила 15 случаев начисления опционов задним числом в 1997–2002 гг. “В нескольких случаях Джобс знал, что выбрана благоприятная дата выдачи [опционов], но сам их не получал и не знал, как это отразится на бухгалтерских показателях”, – говорится в заявлении Apple от 4 октября. Вероятность того, что Джобсу будут предъявлены уголовные обвинения, мала, ведь для этого нужно найти в его действиях умысел, считает юрист из Zuckerman Spaeder Эйтан Гоуэлма. При условии, что объявленные результаты расследования Apple верны, оговаривается он. Но через несколько дней после заявления Apple выяснилось, что из трех членов комитета, проводивших внутреннее расследование, один отвечал за выдачу части подозрительных опционов, а другой, Эрик Шмидт, в 1997–2001 гг. был гендиректором производителя программного обеспечения Novell, которая сейчас разбирается с собственными опционами. (Сейчас Шмидт – гендиректор Google.) “Они предрасположены к тому, чтобы считать свои действия правильными”, – отмечает директор Центра корпоративного управления при Kennesaw State University Пол Лэпайдес.

Джобс еще возглавлял совет директоров основанной им анимационной студии Pixar Animation Studios, где в 1997–2003 гг. топ-менеджеры четырежды получали опционы по минимальным годовым ценам. Джобс их не получал, но вопросы вознаграждения были в ведении совета директоров.

Из-за необходимости переучесть опционы Apple, Novell и десятки других компаний задерживают публикацию квартальной отчетности. По данным исследовательской фирмы Glass Lewis, во II квартале ее предоставление задержали рекордные 138 компаний. Биржа NASDAQ предупредила 54 компании, включая Apple, что им грозит делистинг за опоздание. Apple 18 октября опубликовала показатели за последний квартал, но назвала их предварительными и подлежащими возможному пересмотру.

Работа над ошибками

Серия громких скандалов с миллиардными приписками в отчетности компаний, дырявыми “китайскими стенами” в инвестбанках и аудиторских компаниях заставила американские власти предпринять ответные действия. Главным стал принятый в августе 2002 г. закон Сарбейнса – Оксли. Он дал членам совета директоров больше полномочий по надзору за топ-менеджерам. Подавляющее большинство выданных задним числом опционов было выписано до августа 2002 г.

С 2006 г. вступило в силу правило Комитета по стандартам финансовой отчетности США (FASB) об учете опционов как расходов. FASB пытался ввести его еще в середине 1990-х гг., но компании и конгресс воспротивились. Возможно, это правило и не предотвратило бы манипуляций с опционами, но служило бы сдерживающим фактором, уверена Ребекка Тодд Макиналли, директор группы по рынкам капитала CFA Institute. Ведь компании должны были бы вносить стоимость опционов в “расходы”, уменьшая прибыль, а не сообщать о них в сносках, как это обычно делалось. “Тогда аудиторы обращали бы гораздо больше внимания [на выданные опционы]”, – говорит Макиналли. Когда FASB в 2004 г. снова поднял вопрос об учете опционов, среди самых яростных оппонентов были UnitedHealth и Altera и другие компании, которые, как выяснилось, учитывали опционы задним числом.

Летом SEC обязала компании каждый квартал сообщать, когда, на какую сумму и при каких рыночных котировках были начислены опционы пяти самым высокооплачиваемым сотрудникам. А председатель финансового комитета сената Чарльз Грассли намерен поднять вопрос об отмене положения закона 1993 г., по которому компании могут не платить налоги с вознаграждения топ-менеджеров, превышающего $1 млн в год, если оно увязано с поощрением за эффективную деятельность. Эта уступка, по мнению Грассли, “не сработала и в определенной степени помогла созданию опционной индустрии” – компании стали переводить в опционы все большую часть вознаграждения топ-менеджеров.

Российские компании все чаще вводят опционные программы, но вряд ли стоит ждать подобных скандалов. У россиян опционы вошли в широкое употребление в последние год-два, отмечает Геннадий Камышников, партнер Deloitte. (Использованы материалы WSJ.)