Ястреб улетает


Об отставке Рамсфельда президент США Джордж Буш объявил сразу после обнародования итогов выборов: “Я понимаю, что, проголосовав за демократов, американский народ выразил свое отношение к отсутствию прогресса в Ираке. Поговорив с Рамми, мы решили, что настало время для нового руководства в Пентагоне”. Буш также заявил, что “открыт к любым идеям”, позволяющим победить в Ираке. Идеи будет предлагать Гейтс, кадровый офицер ЦРУ, возглавлявший управление при Буше-старшем в 1991–1993 гг., который в отличие от неоконсерватора Рамсфельда пользуется репутацией реалиста. Он более склонен к переговорам со “злыми” режимами, чем его предшественник.

Безжалостный паренек

В истории США Рамсфельд успел побывать самым молодым и самым старым министром обороны. Теперь он согласился оставаться на этом посту до тех пор, пока сенат не утвердит кандидатуру его преемника. Это должно произойти в течение нескольких недель.

Гейтс на 11 лет моложе Рамсфельда. Оба входят в круг друзей Джорджа Буша-старшего. И тот и другой в детстве вступили в организацию “Бойскауты Америки”, и оба удостоились высшей ее награды – скаутской медали “Почетный орел” (Distinguished Eagle Scout Award). Оба служили в авиации. Рамсфельд проходил службу в ВМФ США в качестве летчика, а затем инструктора по полетам в 1954–1957 гг. В 1957 г. он перешел в действующий резерв, где и оставался вплоть до 1975 г., когда занял пост министра обороны США, которым может быть только гражданское лицо.

До 1959 г. Рамсфельд успел поработать в аппарате двух конгрессменов, а затем ушел в инвестиционный банк A.G. Becker. Однако уже в 1962 г. в 30-летнем возрасте он выставил свою кандидатуру на выборах в конгресс, победил и с тех пор трижды удачно переизбирался. В 1969 г. он перешел на работу в администрацию президента Никсона. “Это сильный и безжалостный паренек, в нем можно не сомневаться”, – высказался о своем сотруднике Никсон в 1973 г.

Он отправил Рамсфельда в Брюссель послом США в НАТО. В августе 1974 г., когда из-за Уотергейтского скандала Никсон подал в отставку, Рамсфельда вызвали в Вашингтон, где он стал сначала руководителем аппарата Белого дома, а в 1975 г. – самым молодым в истории министром обороны США. Ему приходилось много работать вместе с Джорджем Бушем-старшим, который в те же годы – в 1976–1977 гг. – занимал пост директора ЦРУ.

Тем временем Роберт Гейтс в 1965 г. оканчивает престижный Колледж Вильгельма и Марии (Уильямсберг, штат Пенсильвания), где активно работает в студенческом братстве “Альфа Фи Омега”, объединяющем тех, кто готовится к госслужбе, а в 1966 г. получает диплом историка в Университете штата Индиана. В 1967–1969 гг., в разгар войны во Вьетнаме, Гейтс служил в стратегической авиации ВВС США, а по окончании службы пришел в ЦРУ в подразделение по анализу разведданных. В 1974 г., защитив в Джорджтаунском университете диссертацию по истории России и СССР, Гейтс на время оставил службу в управлении, переместившись в Совет по национальной безопасности. В 1979 г. он вернулся в ЦРУ.

После победы демократа Джимми Картера на президентских выборах 1976 г. Рамсфельд ушел в бизнес. В 1977–1985 гг. он занимал пост гендиректора, президента и председателя совета директоров фармацевтической компании G.D. Searle & Company, а в 1990–1993 гг. возглавлял General Instrument Corporation. Попутно Рамсфельд занимался частным предпринимательством, входил в советы директоров нескольких крупных корпораций и общественных организаций. В 1999–2001 гг. Рамсфельд был членом совета директоров ABB, как раз в этот период европейский машиностроительный гигант продал KEDO, международной организации по энергетическому развитию Корейского полуострова, созданной в 1995 г. США, Южной Кореей и Японией, два легководных реактора для Северной Кореи.

Рамсфельд совмещал деловую активность с общественной. С 1981 г., когда к власти вновь пришли республиканцы, Белый дом неоднократно вспоминал о бывшем министре обороны. В 1983 г., в самый разгар ирано-иракской войны, Рейган назначил его спецпредставителем на Ближнем Востоке. К этому времени относится эпизод, о котором Рамсфельд предпочитает не вспоминать, но который зафиксирован на видеопленке. Камера запечатлела момент, когда во время одного из визитов в Багдад Рамсфельд пожимает руку иракскому лидеру Саддаму Хусейну, которого 20 лет спустя объявил спонсором международного терроризма. На той встрече в декабре 1983 г. в числе прочих вопросов обсуждались и способы воспрепятствовать поставкам оружия в Иран.

Однако именно тогда американцы создали схему поставок американского оружия в Иран, которая в конце концов вызвала скандал “Иран-контрас”. Целью операции было освобождение американских граждан, взятых в заложники в Ливане группировкой “Хезболла”, и попытка оказать влияние на новое руководство Ирана. Авторы идеи из Белого дома предпочли не ставить в известность президента Рейгана и действовать через посредников. Правда всплыла наружу в конце 1986 г., после публикаций в нескольких ближневосточных СМИ. Тогда же стало известно, что деньги, вырученные от продажи оружия Ирану, использовались для финансирования никарагуанских контрас.

Когда минусы становятся плюсами

Скандал “Иран-контрас” осложнил жизнь Роберту Гейтсу. В 1991 г. президент США Джордж Буш-старший выдвинул его кандидатуру на пост директора ЦРУ, но натолкнулся на сопротивление сената. Председатель сенатского комитета по разведке затребовал информацию о причастности Гейтса к скандалу. Гейтс утверждал, что только в октябре 1986 г. услышал от одного из сотрудников национальной службы разведки, что средства от продажи оружия могут направляться в Никарагуа. Однако комиссии удалось доказать, что еще летом 1986 г. Гейтс получил эту информацию от заместителя директора ЦРУ Ричарда Керра. Тем не менее комиссия пришла к выводу, что серьезных нарушений Гейтс в этой ситуации не допустил, и утвердила его кандидатуру.

Тогда же произошло еще одно беспрецедентное событие. В нарушение всех писаных и неписаных обычаев ЦРУ против назначения Гейтса выступили его коллеги. “Гейтс дал неверную оценку по центральной проблеме – прогнозу изменения ситуации в СССР и восточноевропейском блоке”, – писал в секретном меморандуме один из легендарных аналитиков ЦРУ Гарольд Форд. “Обвинение, что ЦРУ не выполняет свою основную функцию – анализировать обстановку без оглядки на политическую конъюнктуру, – равносильно обвинению, что министерство обороны не в состоянии вести войну”, – резюмировал влиятельный сенатор Сэм Нанн. Секретный документ попал в прессу. В числе недостатков коллеги называли отсутствие у Гейтса опыта оперативной работы, высокомерие, жесткость в обращении с подчиненными, неразумную требовательность и недоверчивость.

Впрочем, другие считали эти качества плюсом. “Это исключительно вдумчивый человек, – заявил в интервью The National Interest Фритц Эрмат, занимавший пост председателя национального комитета по разведке как раз в то время, когда Гейтс возглавлял ЦРУ. – Он проверяет любую информацию. Он никогда не принимает решений под воздействием импульса”.

В конце 1991 г. сенат утвердил назначение. В октябре 1992 г. Гейтс приезжал в Москву в качестве действующего директора ЦРУ. Годы его руководства ЦРУ совпали с одним из наиболее неприятных эпизодов в истории американских спецслужб. Одним из коллег Гейтса был Олдрич Эймс, как и он, работавший на руководящей должности в ЦРУ. В 1995 г. Эймс был приговорен к пожизненному заключению за шпионаж в пользу СССР и России. По собственному признанию Эймса, его деятельность пришлась на 1985–1994 гг.

После того как Буш-старший проиграл выборы 1992 г., Гейтс ушел в отставку и занялся научной деятельностью. Он выступал с лекциям, писал колонку в The New York Times, в 1999 г. стал деканом George Bush School of Government and Public Service при Техасском университете, а в 2002 г. – президентом этого университета.

Тем временем Рамсфельд в 2001 г. вновь стал министром обороны США. На сей раз в администрации Буша-младшего. На этом посту он провел две военные кампании: одну – в Афганистане, другую – в Ираке. Близкие ему неоконсерваторы разрабатывают сценарий еще одной кампании – иранской.

“США находятся в состоянии войны, – описал доставшееся ему от Рамсфельда наследие Гейтс в речи после объявления о своем назначении. – Результат операций в Афганистане и Ираке сформирует будущее мира на многие годы вперед”. “Ясно, что армейская операция [в Ираке] была крупным успехом. Ясно также, что вторая фаза операции идет не очень хорошо и недостаточно быстро”, – заявил Рамсфельд на следующий день после отставки, выступая перед нью-йоркскими студентами. Вторая стадия предполагала быстрый вывод американских войск из Ирака.

Кроме этого крупного стратегического просчета репутация Рамсфельда пострадала из-за скандала с издевательствами американских военных над заключенными в тюрьме Абу-Грейб, который разразился в апреле 2004 г.

“Популярность человека, который 11 сентября 2001 г. выбежал из своего кабинета в Пентагоне, чтобы помогать раненым, теперь сжалась до мизерных размеров”, – писал тогда журнал Economist. В декабре 2004 г. Рамсфельд вызвал бурю возмущения, когда признался, что не подписывает лично похоронные извещения на солдат, погибших в Ираке. Весной нынешнего года группа бывших высокопоставленных военных в открытом письме раскритиковала политику США в Ираке и на Ближнем Востоке в целом.

Ублажение Ирана

В отличие от ястреба Рамсфельда Роберт Гейтс занимает “реалистичную” позицию. В 2004 г. вместе со Збигневом Бжезинским, советником по национальной безопасности в администрации Картера, он возглавил группу Совета по международным отношениям. Рекомендации группы – развивать дипломатические и экономические связи с Ираном. Неоконсерваторы в администрации, в том числе и Рамсфельд, назвали эту позицию “ублажением” Ирана.

Сейчас Гейтс работает в другой – межпартийной комиссии, которую создал конгресс для анализа ситуации в Ираке. Свой доклад она опубликует в конце 2006 г. – начале 2007 г. По мнению наблюдателей, комиссия рекомендует активнее вовлекать в политический процесс Сирию и Иран, чтобы обеспечить по возможности безболезненный уход американских военных и не дать конфликту выплеснуться за границы Ирака. Эксперты и бывшие дипломаты надеются, что с приходом Гейтса политика нынешней администрации станет более взвешенной.

“Я надеюсь, что приход Гейтса, как человека, в большей степени нацеленного на компромисс, поможет наладить более эффективный контакт между министерством обороны и разведывательным сообществом, – рассказал “Ведомостям” директор института Сato Тед Карпентер. – Гейтс уважает спецслужбы, а этого качества не было у Рамсфельда. Этот министр и его команда почти не скрывали своего презрения к разведке”.

“Я рад, что Гейтс придет в администрацию, – говорит Эдвард Уокер, работавший в начале 1990-х послом США в Израиле, Египте и ОАЭ. – Я рад, что возвращается команда, созданная Бушем-старшим. Молодому Бушу надо помочь”.