На беседу к министру


Греф проведет встречу с нефтяниками 21 ноября. Они обсудят результаты последних изменений в нефтяной отрасли за прошедший год и решат, что еще нужно сделать, рассказывает замдиректора департамента Минэкономразвития Лев Феодосьев. В частности, речь пойдет о льготах по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). С 1 января 2007 г. вступят в силу поправки в Налоговый кодекс (НК), которые вводят понижающие коэффициенты к ставке НДПИ для месторождений, выработанных более чем на 80%. Для высоковязкой нефти и месторождений в Восточной Сибири ставка обнулится.

Министр обсудит с компаниями дифференциацию ставок акцизов на нефтепродукты в зависимости от качества топлива. Уже внесенный в правительство техрегламент предполагает введение четырех классов бензина и дизтоплива, а Минэкономразвития сейчас рассчитывает оптимальный дисконт за качество, говорит Феодосьев. Еще Греф поинтересуется производственными планами компаний и их прогнозами по поводу мировых цен на нефть.

Отдельно они обсудят вопрос о биржевой торговле нефтью и нефтепродуктами. С 20 октября на NYMEX открыты торги фьючерсами на нефть сорта REBCO. А на РТС с середины июня торгуются фьючерсы на Urals. Но объемы торгов на обеих площадках очень незначительные, констатирует аналитик Argus Media Александр Ершов. Сумма декабрьских контрактов по Urals составила всего 27,5 млн руб. На момент сдачи номера вчера по REBCO не было заключено ни одного контракта. Греф спросит, что мешает или может помешать нефтяникам активно участвовать в биржевой торговле, рассказывает Феодосьев.

Налоговые льготы – “абсолютно позитивная вещь”, а дифференцировать акцизы, чтобы НПЗ обновляли мощности, нужно как можно скорее, говорит представитель “Лукойла” Геннадий Красовский. Но если государство хочет, чтобы темпы роста добычи нефти росли, нужно продолжать совершенствовать налоговый режим, добавляет он. Например, нужны льготы для разработки месторождений на Арктическом шельфе. В первоначальном варианте поправок в НК нулевая ставка НДПИ распространялась на все новые месторождения, а в итоге осталась одна Восточная Сибирь, напоминает замгендиректора “Татнефти” Азат Ягафаров. По его мнению, это надо исправить. А одна только дифференциация акцизов кардинально качество бензина не улучшит: чтобы довести мощности НПЗ до среднеевропейского уровня, нужно $20–25 млрд, считает Красовский. Ягафаров предлагает еще обнулить импортные пошлины на оборудование для НПЗ, которое не производится в России, и на оборудование для переработки высоковязкой нефти.

О биржевой торговле нефтяники говорят неохотно. Если на бирже будут рыночные цены на бензин, нефтяные компании это заинтересует, полагает Ягафаров. У компаний отрегулирована система сбыта, она работает эффективно, отмечает Красовский: “Если через биржу продавать товар будет удобнее, мы туда придем”.