В Россию вернутся выборы


Минэкономразвития предлагает радикальную реформу системы отечественного судопроизводства. В сопроводительной записке к пакету поправок в законы, регулирующие правовой статус судей, сообщается, что за совершенствование судебной системы министерство взялось при исполнении очередной среднесрочной программы социально-экономического развития страны (2006–2008 гг.).

У существующей системы много проблем, говорит руководитель проекта по административной реформе ЦСР Владимир Южаков: недостаточная открытость судебного процесса провоцирует подозрения в недобросовестности и недостаточной компетентности судей. Не всегда соблюдается и декларированная независимость судов: образовалось множество механизмов влияния на судей.

Одна из главных новаций – отмена действующей системы назначения судей. Сейчас все они, кроме председателя Конституционного суда, назначаются указом президента на шесть лет, но не более двух раз подряд. Минэкономразвития предлагает избирать председателей тайным голосованием судей соответствующего суда и не более чем на один пятилетний срок.

Процедура назначения рядовых судей также заметно меняется: вводится обязательная предварительная подготовка кандидатов в вузах, отобранных по конкурсу. Уточняется процедура квалификационных экзаменов (там будут присутствовать “независимые наблюдатели”), а администрация президента будет обязана решать вопрос о назначении судьи за два месяца (сейчас этот процесс может растянуться на годы).

Трехлетний испытательный срок, после которого судьи переназначаются, предлагается отменить. Вместо этого вводится система квалификационной аттестации судей на протяжении всей карьеры. Как отмечается в концепции законопроекта, это позволит начать процесс обновления судейского корпуса.

Также предполагается, что привлекать судей к дисциплинарной ответственности и давать согласие на привлечение их к уголовной должны не квалификационные коллегии, как сейчас, а специализированный дисциплинарный суд. Он будет состоять из 21 судьи, выбранного Советом Федерации (треть кандидатов выдвигает президент, треть – съезд судей и треть – представители общественности). При дисциплинарном суде должна быть сформирована служба внутреннего расследования, которая готовит материалы для разбирательства. Полномочия этой службы не уточняются.

Председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов называет законопроект Минэкономразвития преждевременным. Существует еще один правительственный законопроект, предусматривающий фактическую отмену неприкосновенности судей (так называемый “законопроект Козака”), напоминает он, и эта инициатива грозит вообще покончить с независимостью судей.

Иванов считает, что судейскому сообществу пора собрать воедино и публично обсудить законодательные инициативы, предлагающие радикально изменить систему отечественного судоустройства, – возможно, это позволит прийти к какому-то консенсусу.

Судебная система стоит на пороге новой реформы и ситуацию не следует упрощать, уверен председатель Ростовского областного суда Виктор Ткачев. Первая реформа началась в 1991 г., в 2001–2002 гг. она получила дальнейшее развитие. Но предложенные Минэкономразвития выборы председателей могут дестабилизировать работу судебной системы: им придется выдвигаться, проводить избирательную кампанию и “колоть коллектив”, заключает Ткачев.

А председатель Верховного суда Бурятии Анатолий Хориноев просто недоумевает: зачем навязывать судьям выборы, если по всей стране систематически отменяют выборность других органов власти?

Председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников сомневается, что нужно спешно менять систему, которая еще пока не заработала по-настоящему. Законодательство, особенно судебное, должно быть стабильным, говорит он и напоминает, что на предыдущем витке судебной реформы Дума уделяла пристальное внимание именно квалификационным коллегиям, в которые ввели представителей общественности. “Что действительно надо сделать, так это обеспечить прозрачность деятельности судей и их профессионализм, а это возможно публикацией судебных решений в течение суток в Интернете”, – заключает Крашенинников.