“Аэрофлот” выбрал Airbus


Почти два года назад “Аэрофлот” объявил конкурс на поставку 22 новых дальнемагистральных самолетов. Борьба развернулась между новинками Boeing (B-787 Dreamliner) и Airbus (A-350). По каталогу первый стоит $143–188 млн и появится в продаже в 2008 г. А-350 крупнее, дороже ($189–242 млн) и появится на пять лет позже – в 2013 г. Менеджмент “Аэрофлота” хотел выбрать Boeing и неоднократно предлагал одобрить такой контракт совету директоров. Но чиновники настаивали на партнерстве с Airbus. После недавней покупки ВТБ около 6% акций EADS (Airbus – его 100%-ная “дочка”) они хотят договориться с европейским концерном о стратегическом сотрудничестве в авиастроении.

В итоге менеджмент “Аэрофлота” уступил чиновникам. Один из членов совета директоров авиакомпании рассказал “Ведомостям”, что “Аэрофлот” уже начал переговоры с Airbus о поставке лайнеров. По его словам, совет поручил менеджерам “проработать вопрос” о покупке десятка новых самолетов A-330 с поставкой в 2008–2010 гг. до того, как A-350 появится на рынке. Другой член совета добавил, что чиновники “признали целесообразной” такую сделку, “ведь самолеты нужны уже завтра”. Однако это “не ставит крест” на возможном контракте с Boeing, говорит он.

В “Аэрофлоте” комментировать факт переговоров с Airbus не стали. Глава российского представительства европейской Airbus Сергей Ермолаев подтвердил, что “компании обсуждают поставки A-350 и временные альтернативные варианты, включая А-330”. А близкий к “Аэрофлоту” источник добавил, что на прошлой неделе авиакомпания уже предложила Airbus условия по поставке как A-330, так и A-350. Они “очень жесткие”, заметил собеседник “Ведомостей”.

“Аэрофлот” решил по максимуму отыграться на Airbus”, – добавляет знакомый с ходом переговоров источник. “Аэрофлот” попросил максимальные скидки, льготное гарантийное обслуживание и гарантию возврата остаточной стоимости А-330. Последнее требование “Аэрофлота” сводится к тому, что с покупкой A-350 или B-787 (что может произойти в 2013 г. или в 2011 г. соответственно) компания продаст A-330 по остаточной цене. Если другие перевозчики не захотят ее заплатить, то Airbus либо купит их сам, либо возместит разницу с предложенной другими компаниями ценой.

“Аэрофлот” может получить все льготы с учетом последних проблем Airbus, считает аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. Поставки суперлайнера А-380 задерживаются на два года, продажи А-350 – на три года. “Аэрофлот” – опытный и жесткий переговорщик”, – признает близкий к Airbus источник.