Повезло


В 2006 г. инвестфонд составил 70 млрд руб. В середине мая петербургское правительство обратилось в Минэкономразвития с просьбой профинансировать два крупных инфраструктурных проекта – Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель. Вскоре комиссия Минэкономразвития одобрила выделение 28 млрд руб. и 8,7 млрд руб. соответственно. Теперь город и МЭРТ ищут для ЗСД концессионера, который вложит в проект еще примерно 41 млрд руб. Оставшиеся 13 млрд руб. предоставит городской бюджет. К строительству Орловского тоннеля тоже планируется привлечь частного инвестора, который поделит расходы поровну с городским бюджетом и инвестфондом, говорит вице-губернатор Юрий Молчанов.

Оба проекта жизненно необходимы городу, чтобы решить проблему дорожных пробок, считает исполнительный директор ассоциации “Дормост” Кирилл Иванов.

Проекты долго ждали своего часа. Идея ЗСД появилась в 1994 г., когда готовилась заявка Петербурга на Олимпиаду 2004 г., вспоминает бывший главный архитектор Петербурга Олег Харченко. Дорога должна была связать олимпийские объекты в разных частях города. “В 1996 г. заявка была отклонена Международным олимпийским комитетом, а новый губернатор Владимир Яковлев, выбирая между ЗСД и кольцевой дорогой, отдал предпочтение КАД”, – говорит он. А Орловский тоннель появился в генплане города в 1966 г., но до недавнего времени в России не было технологий, которые позволяли бы построить его по приемлемой цене, считает Харченко.

Петербургу повезло: к моменту, когда федеральное правительство решило распределить избыточные деньги через инвестфонд, у города уже были проекты, глубоко проработанные предыдущими поколениями чиновников, считает аналитик инвестбанка “Траст” Евгений Надоршин. “Город в состоянии и самостоятельно профинансировать такие проекты, но было бы неразумно не воспользоваться политическими связями, чтобы получить федеральное финансирование”, – говорит Надоршин. Он напоминает, что в 1996 г. расходная часть бюджета города составляла около 14 млрд руб., а к 2007 г. доходы выросли до 210 млрд руб.

В процессе реализации проектов их стоимость может увеличиться, например, из-за удорожания строительных материалов, полагает Иванов. Основные риски лягут на городской и федеральный бюджеты, ведь частный инвестор вряд ли согласится корректировать параметры проекта, считает он.